На аппаратном совещании главы города начальник управления муниципального заказа Ольга Горбатова отчиталась по итогам работы управления за 2023 год.
Она напомнила, что весь закупочный процесс регулируется Федеральным законом о контрактной системе, а управление муниципального заказа администрации города – тот уполномоченный орган, через который осуществляется централизация закупок.
В 2023 году управление участвовало в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для 221 заказчика города, было проведено более 3,7 тысячи закупок товаров, работ и услуг. 54,6% из них связаны со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, благоустройством и содержанием территорий, капитальными и текущими ремонтами зданий; 14,8%закупок связаны с организацией горячего питания и поставками продуктов; 9,7% пришлось на трамвайные вагоны, автобусы, услуги перевозки пассажиров, автомобили, технику, запчасти; 6,3% – недвижимость; 4,9% – одежда, мебель, электротовары, хозтовары, канцтовары и другие.
Ольга Горбатова отметила, что в результате совместной работы заказчиков и управления муниципального заказа были благоустроены городские скверы и парки, отремонтированы школы и детские сады, объекты культуры и физкультуры, приобретены квартиры для детей-сирот. По результатам проведенных процедур закупок экономия составила 630,12 млн рублей. Все сэкономленные средства были направлены на осуществление закупок для дальнейшего развития города.
86,5% проведенных конкурентных закупок привели к заключению контракта. В остальных случаях специалисты управления наблюдали отсутствие заявок либо все заявки участников были отклонены по причине несоответствия требованиям, установленным законодательством.
Один из важных принципов контрактной системы – обеспечение конкуренции.
Активность участия в закупках в 2023 году существенно не изменилась. В отчетном периоде было подано более 10,7 тысячи заявок, конкуренция осталась на уровне прошедших лет – 2,85.
Победителями закупок стали участники из 63 регионов России. Поставщики Челябинской области составили 65% от количества закупок; еще 13,1% – поставщики из соседних регионов, 21,9% – из других территорий. По итогам конкурентных процедур заключено более 8,3 тысячиконтрактов с субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями. По итогам работы Электронного магазина в 2023 году заключено более 3,5 тысячи контрактов.
Всего в предыдущем году участниками закупок подано 35 жалоб, комиссия по контролю в сфере закупок Челябинского УФАС после рассмотрения признала обоснованными только шесть из них и три – частично обоснованными.Результаты рассмотрения жалоб размещены на официальном общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с Законом о контрактной системе в 2023 году заказчики вели работу по включению сведений об участниках, уклонившихся от заключения контракта или нарушивших существенные условия их исполнения в Реестр недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы. За отчетный период в УФАС направлены сведения о 38 поставщиках, отказавшихся от заключения или не исполнивших контракт. По результатам рассмотрения 14из нихвключены в реестр.
Руководитель управления напомнила, что приоритетным способом выбора поставщика по-прежнему остается аукцион в электронной форме, продолжается тренд на цифровизацию и автоматизацию закупочного процесса.
После того, как с 1 октября 2023 г. наступило право заключения цифрового контракта, заказчики успешно начали работать в этом направлении. На 22 февраля заключено более 80 контрактов, в том числе 19 – с МКУ «УКС», 29 – с учреждениями образования, 19 – с учреждениями соцзащиты, 14 – с учреждениями физкультуры и спорта. С 1 апреля 2024 года заключение цифрового контракта будет обязанностью заказчика.
Одним из важных факторов эффективной работы по осуществлению закупок, предупреждению и противодействию коррупции является повышение уровня квалификации специалистов управления и муниципальных заказчиков. Все сотрудники управления прошли курсы повышения квалификации, приняли участие в обучающих мероприятиях КСП Челябинской области, Минимущества, ГКУ Челябинской области, в публичных обсуждениях правоприменительной практики, проводимых Челябинским УФАС.
В числе основных проблем, возникающих при организации процедур закупок, Ольга Горбатова назвала постоянные изменения нормативной базы, сложность применения национального режима для поставщиков в рамках новых требований 44-ФЗ, отсутствие единообразия при рассмотрении территориальными органами ФАС жалоб и обращений, некорректное описание объекта закупки и ошибки в технической документации заказчиков.
– Созданная система госзакупок работает в условиях постоянного форс-мажора, но практика показала, что введение антироссийских санкций не повлияли на функционирование контрактной системы, она продолжает работать бесперебойно, – подчеркнула она.
В связи с этим управлением определены задачи на 2024 год: определение поставщиков в рамках новых требований 44-ФЗ; применение национального режима при осуществлении закупок; техническая поддержка по работе в Единой информационной системе и на электронной торговой площадке; повышение квалификации сотрудников управления; участие в комплаенс-процедурах администрации города.
– Мы каждый раз смотрим динамику развития процедуры закупа – это одна из самых серьезных наших работ, деятельность, позволяющая в течение года реализовать ряд проектов, которые мы для себя ставим как основную задачу, – констатировал глава города Сергей Бердников. – От своевременности осуществления всех процедур, будь то закуп оборудования или выбор поставщика каких-либо услуг, зависит успешная реализация всех наших планов. Вы все понимаете, насколько это важно, как это сложно делать, и я ставлю задачу в первом квартале этого года достичь всех целевых показателей объемных задач по реализации всех годовых закупов, чтобы уже с апреля-мая начать реализовывать наши планы.
Фото Динара ВОРОНЦОВА