Над ироничной историей одной влиятельной особы, которую когда-то описал в рассказе из сатирического цикла «Помпадуры и помпадурши» Михаил Салтыков-Щедрин, работали режиссер и исполнительница спектакля заслуженная артистка России Надежда Лаврова и актриса Анна Дашук.
В названии цикла и спектакля – отсылка к имени фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур, которое, скрестившись с русским понятием «самодур», органично прижилось на российской почве, породив семантический гибрид «помпезного самодурства», – такими пояснениями предварили спектакль в драмтеатре. Помпадурами у Салтыкова-Щедрина именуются высокопоставленные особы, а помпадуршами – их фаворитки из числа светских львиц, имеющие на помпадуров неограниченное влияние.
Цель своего творения Михаил Евграфович обозначил в авторском предисловии к циклу: «Я решился разъяснить хотя те основные пункты помпадурской деятельности, которые настолько необходимы для начинающего помпадура, чтобы он, приезжая на место, являлся не с пустыми руками. Таковы, например: проводы, встречи, отношение помпадуров к подчиненным, к обывателям и к закону, выбор помпадурш и т. д.»
Как раз-таки невероятно ответственный период смены помпадура отражен в рассказе «Старая помпадурша». В центре истории оказалась помпадурша Надежда Петровна Бламанже, роль которой играет неподражаемая Анна Дашук. Оказалась она в центре повествования неслучайно, ведь «ни для кого внезапная отставка старого помпадура не была так обильна горькими последствиями, ни в чьем существовании не оставила она такой пустоты», как в жизни этой особы.
Надежда Петровна была безутешна и беспрерывно, взглядывая на портрет отставного помпадура (его символично представляет пустая рама), вздыхала: «Нашалил – и уехал!» Ни подруга Ольга Семеновна Проходимцева (воплощенная Надеждой Лавровой), ни муж, надворный советник Бламанже, назойливо путающийся в ногах Надежды Петровны, не могли утешить ее в этом горе, пока пред взорами страдающей не явился тот, кто мог вернуть ей былое положение.
И тут уж события приняли совершенно иной оборот, и на пути Надежды Петровны, облачившейся в цвет страсти, не устояли ни татарская княгиня, ни печатные пряники! А уж как поступили с надворным советником Бламанже, покрыто мраком более полутора столетий. Впрочем, мотивы поступков персонажей вполне ясны и современному зрителю, который может сам приблизительно догадаться, о чем умолчал автор…
Все подробности этой истории с ее захватывающими эмоциональными качелями представляют зрителям замечательные актрисы, каждой из которых в камерном спектакле выпало сразу несколько разноплановых ролей, а Анне Дашук – еще и несколько чудесных вокальных номеров, созданных вместе с музыкальным руководителем Антоном Масленниковым. Над визуальным оформлением спектакля работали художники Алексей Вотяков и Гульнур Хибатуллина.
Постановка придется по вкусу как поклонникам бессмертной русской классики, так и тем, кто только знакомится с сатирой Салтыкова-Щедрина. Спектакль «Старая помпадурша» будет включен в число мероприятий программы культурного просвещения молодежи «Культурное поколение «Купол», разработанной в администрации Магнитогорска. В рамках театральных встреч проекта старшеклассники увидят фрагменты спектакля и получат возможность общения с участниками постановки.
Похожие материалы
Фото предоставлено театром