В Магнитогорске состоялись финальные испытания городских конкурсов «Педагог года-2024» и «Воспитатель года-2024». В этом году профессиональные состязания «Педагога года» прошли в номинациях «Педагог дошкольного образования», «Педагогический дебют», «Учитель школы», «Учитель-дефектолог», «Воспитателя года» – в номинации «Классный руководитель». В финале в каждой из них представили свои знания и умения пять сильнейших педагогов, успешно прошедших предыдущие этапы испытаний.
В рамках финала педагогических конкурсов на площадке многопрофильного лицея №1 состоялись мастер-классы, круглые столы, педагогические мастерские, защиты программ, дискуссии. В ближайшее время станут известны имена победителей городских конкурсов, которые будут защищать честь нашего города на областном уровне.
Удовольствие от профессионализма
– Мы здесь собрались не для того, чтобы проконтролировать, жестко оценить, а для того, чтобы получить удовольствие от профессионализма и научиться чему-то новому, – отметила, предваряя мастер-классы финалистов номинации «Учитель школы», заместитель директора Центра повышения квалификации и методической работы, кандидат педагогических наук Галина Петрова. Тем не менее, критериями оценки каждого конкурсного выступления служили профессиональная, коммуникативная и информационная компетентность участника. Методические наработки педагогов, прошедшие проверку и обкатку на практике, вызвали большой интерес у жюри и коллег, пришедших поболеть за конкурсантов.
На сей раз три учителя представляли область лингвистики и филологии, еще два – начальную школу. Но, как ни удивительно, на мастер-классах в этот день речь шла не только о преподаваемых предметах, но и о нутрициологии, биологии, психологии, финансовой и информационной грамотности и других дисциплинах. А все дело в том, что учителя широко применяют на своих уроках межпредметную интеграцию, которая помогает сформировать у детей более объемную и целостную картину мира.
За интеграцию!
Мастер-класс учителя иностранных языков гимназии № 53 Анастасии Ишековой был посвящен вопросу реализации требований так называемого профминимума – единой модели профориентационной работы, недавно введенной во всех общеобразовательных учреждениях. Анастасия Юрьевна занимается этим на уроках иностранного языка посредством применения интегрированного обучения. Тема представленного ею урока звучала так: «Как стать нутрициологом», и это был интегрированный урок английского языка и биологии. Язык в данном случае являлся не только предметом изучения, но и инструментом познания предложенной профессии – весьма популярной и востребованной в последние годы в связи с всеобщим стремлением к здоровому образу жизни и здоровому питанию. В результате родились рекомендации по питанию на английском языке для балерины и бодибилдера. Участники фокус-группы, помогавшие учителю во время мастер-класса, занимались разработкой блока подобных интегрированных уроков по другим предметам.
Также учитель русского языка и литературы школы № 54 Екатерина Иванова, изучая с ребятами различные языковые понятия и формируя навыки работы с текстами, параллельно обучает их финансовой грамотности – актуальность темы, с точки зрения учителя, продиктована, в том числе, закредитованностью населения, неумением многих россиян планировать семейный бюджет. Посему темой составляемых учениками синквейнов, предложений, монологов-рассуждений становятся вопросы финансов. А знакомство с происхождением фразеологизма «стричь купоны», например, погружает их в историю бытования ценных бумаг в России.
Учитель начальных классов академического лицея Екатерина Размочкина в своем мастер-классе коснулась инструментов и техник развития информационной грамотности обучающихся. Для решения этой важной задачи педагог создала эксклюзивный конструктор заданий, направленных на формирование информационной грамотности, которые можно применять на уроках по различным школьным предметам и при разном уровне подготовки детей.
Есть, например, задания, которые выполняются на основе кассовых чеков, железнодорожных билетов, календаря матчей хоккейной команды «Металлург» и статистики чемпионата. На продвинутом уровне ребята сами составляют для команды календарь на будущее, учитывая такие факторы, как расстояние, которое придется преодолеть спортсменам, чтобы добраться до места проведения игры, скорость транспорта и занятость других команд.
Использование такого конструктора заданий имеет и другие эффекты: развивает навыки решения исследовательских и творческих задач, функциональную грамотность, повышает мотивацию к обучению, а педагогу помогает создать собственный банк исследовательских заданий. Как раз этим во время мастер-класса занимались коллеги Екатерины Николаевны из фокус-группы.
Образно выражаясь…
Учитель начальных классов из школы № 67 Юлия Чуракова в финале конкурса продемонстрировала, как можно использовать в обучении прием сочинения предметных сказок – таковые рождаются по алгоритму, схожему с алгоритмом сочинения психотерапевтических сказок. Юлия Юрьевна имеет опыт работы психологом, и удачную методику работы сумела перенести в сферу обучения. Предметная сказка не только излагает теоретические знания, но и учит образно мыслить, способствует глубине постижения учебного материала, совершенствует монологическую речь, повышает орфографическую и пунктуационную грамотность, развивает творческое мышление.
Две подобные сказки – о частях речи и физических величинах – учитель визуализировала в форме мультфильмов и показала членам жюри и коллегам на мастер-классе. Еще одну – о семейном бюджете – сочинили в это время участники фокус-группы. Сказка получилась злободневной: ее персонажами стали курочка Ряба, несущая золотые яйца, и ее владельцы – пенсионеры Дед и Баба.
Учитель английского языка школы № 60 Ольга Баскакова на мастер-классе «Пойми меня…» поделилась приемами использования в обучении метафорических ассоциативных карт как средства развития эмоционального интеллекта. О важности его развития сегодня говорят очень много, ведь это путь к взаимопониманию и успеху социального взаимодействия. Анализируя изображения на метафорических картах, дети не только описывают их по-английски, но и учатся понимать и чувствовать их эмоциональное наполнение. Метафорические карты можно успешно применять и на других школьных предметах.
Фото автора