Поводом послужил доклад «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года», представленный экспертами ассоциации «Независимый общественный мониторинг» 12 декабря на площадке международного информационного агентства «Россия сегодня».
В Докладе эксперты «НОМ» представили анализ готовности избирательной системы и института общественного контроля к выборам Президента Российской Федерации в 2024 году. Особое внимание они уделили развитию института общественного контроля над выборами в целях обеспечения легитимности избирательного процесса, отражения актуальных рисков и угроз.
По мнению экспертов, в стране обеспечены все ключевые условия для успешного проведения выборов Президента России, назначенных на 17 марта 2024 года, а также установлены четкие, непротиворечивые и понятные правовые требования для всех участников выборов.
«Анализ основных направлений подготовки к проведению выборов Президента Российской Федерации позволяет сказать, что в стране созданы все условия для проведения демократических выборов, соответствующих общепризнанным стандартам выборов главы государства», — уточнил президент Ассоциации «НОМ», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
Член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в регионе, член Общественной палаты Челябинской области, доктор политических наук Сергей Зырянов отметил несколько наиболее важных моментов доклада.
«Во-первых, совершенствуется правовая база подготовки и проведения выборов. Важной чертой этих изменений является повышение требований к кандидатам на должность Президента РФ в части увеличения срока проживания на территории России до 25 лет, отсутствия в прошлом гражданства иностранного государства, закрепление на конституционном уровне запрета на наличие иностранных вкладов и хранение наличных денежных средств за рубежом. Так, в законодательство о выборах Президента России внесены изменения, позволяющие использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение 3-х дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей.
Выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом, в избирательной практике с 2017 года заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы “Мобильный избиратель”. Закон также устанавливает прямой запрет на проведение агитации с использованием информационных ресурсов, доступ к которым ограничен Роскомнадзором.
Во-вторых, подробно и обстоятельно оценивается готовность избирательной системы к проведению выборов. 7 декабря 2023 года Совет Федерации принял решение о назначении выборов Президента России на 17 марта 2024 года. Голосование пройдет 15, 16 и 17 марта 2024 года. Действующий состав ЦИК сформирован в марте 2021 года на 5 лет. Сформированы и осуществляют деятельность 89 комиссий субъектов Российской Федерации, в составе которых 1190 членов, назначенных в соответствии с действующим законодательством. В ходе выборов работу по подготовке и проведению голосования будут осуществлять 2,9 тысяч территориальных избирательных комиссий. По предварительной оценке, голосование на выборах Президента России будет проходить на более чем 90 тысяч избирательных участков. Для голосования на выборах Президента России предусмотрено изготовление 113 574 550 экземпляров избирательных бюллетеней и специальных знаков для них.
В-третьих, дана оценка готовности системы общественного контроля за выборами. Пункт 8 статьи 23 Федерального закона “О выборах Президента Росийской Федерации” предусматривает, что наблюдателей вправе назначать каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, Общественная Палата РФ и общественные палаты субъектов РФ. Корпус общественных наблюдателей на избирательных участках 17—19 сентября 2021 года составлял 334 тысячи наблюдателей, из которых 75 тысяч были направлены на участки субъектами общественного контроля.
Корпус общественных наблюдателей постоянно увеличивается. Общественными палатами при поддержке институтов гражданского общества проводится активная работа по подготовке наблюдателей, включающая просветительские и образованные семинары. Базой для подготовки общественных наблюдателей является “золотой стандарт” наблюдения, подготовленный в Общественной Палате РФ и постоянно совершенствующийся с учетом ежегодной практики.
В заключении хочется напомнить, что общая численность избирателей в РФ, без новых территорий, 108 048 542 человека, а именно в Челябинской области — более 2 миллионов 592 тысяч избирателей. От всех участников выборов будет зависеть уровень информированности избирателей о предстоящих выборах и уровень их готовности принять участие в голосовании», — подчеркнул Сергей Зырянов.
Член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в регионе, кандидат политических наук, заведующий кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ Василий Зорин отметил, что предстоящие в марте президентские выборы станут главным событием в мире политики в мировом масштабе.
«К ним уже сейчас приковано внимание множества стран и народов. Мы прекрасно понимаем, насколько сильно оппоненты России заинтересованы в том, чтобы дискредитировать и саму процедуру, и ее результат. Данные исследований общественного мнения показывают, что победа Владимира Путина — это наиболее логичный и предсказуемый вариант развития событий. Поэтому самые важные политические показатели, связанные с этой кампанией, — это легитимность и явка.
Уверен, что российская политическая система выдержит это испытание. И помогут ей решить данную задачу эксперты, которые профессионально занимаются мониторингом и аналитикой», — заявил Василий Зорин.
Член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в регионе, член Общественной палаты Челябинской области, доктор политических наук Наталья Балынская без сомнений считает, что выборы в России легитимны.
«Сложившаяся геополитическая ситуация, в которой проводятся важнейшие выборы в 2024 году, априори приковывает внимание не только к самому выбору россиян (а уже на сегодняшний день ситуация говорит о назревающей конкурентной борьбе), но и к самой процедуре проведения выборов. И как раз с этой стороны в нашей стране за последние годы произошло такое количество позитивных изменений, какое еще несколько лет назад сложно было представить: внедрение ДЭГ, введение и укрепление законодательно и в общественном сознании института общественного наблюдения! Сегодня общественное наблюдение — та норма, которая прочно укрепилась в практике выборных процедур. И это не просто “формальность”.
Сложно представить масштаб проделанной работы! Чтобы наблюдение было по-настоящему независимым, на каждом избирательном участке должно присутствовать несколько общественных, независимых наблюдателей, в совершенстве знающих законодательство о выборах.
И эта работа не просто была проведена, она показала блистательные результаты: на протяжении многих лет к процедуре проведения выборов нет серьезных претензий как со стороны других участников избирательного процесса, так и со стороны других наблюдателей разного статуса и уровней.
Это говорит о том, что достигнута главная цель: выборы в России легитимны. И мы можем быть спокойны: механизм отлажен, подготовлен штат общественных наблюдателей, компетентных, грамотных, вдумчивых. А потому процедура голосования и подсчет голосов — прозрачны и доступны для наблюдения», — подытожила Наталья Балынская.
Добавим, эксперты и члены Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами уверены, что им предстоит непростая и активная работа, и они готовы со всей ответственностью взаимодействовать с институтами гражданского общества, чтобы донести до южноуральцев, будущих избирателей, важность президентских выборов 2024 года.
Ознакомиться с текстом доклада можно по ссылке.
Похожие материалы
Фото Юлия Карпова