Учить или не учить? Как не убить алгеброй гармонию в семье

Магнитогорск. Есть две крайности во всем разнообразии точек зрения на обучение детей.

Приверженцы первой уверены, что с ребенком нужно чуть ли не с рождения непременно учить цифры и алфавит. Иные с тревогой отслеживают каждое слово и движение ребенка, стараются предупредить любой неверный шаг, не допустив и малейшую вероятность ошибки. Но есть и те, кто уверен, что учить чему-то и вообще пытаться воспитывать детей бесполезно: какие родители, такими же будут и дети. И, как нетрудно догадаться, истина лежит где-то посередине.

О «золотой середине»

«Учить или не учить? Чему, для чего, как и когда?» – так звучала тема очередной встречи родительского клуба «Мне так роднее» в рамках проекта «Надежное будущее семьи» Региональной общественной организации многодетных семей Челябинской области «Многодетство», поддержанного Фондом президентских грантов. Встречу провела семейный консультант и мама шестерых детей Любовь Серова.

В интернете сегодня много разноречивой информации по поводу обучения детей, начиная с вопросов правильного прикладывания к груди и высаживания на горшок – впору запутаться и растеряться. Да и как определить – освоит ли ребенок какой-то навык самостоятельно или ему требуется наша помощь?

«Дети не должны расти как трава, – считает Любовь Серова. – Хорошо, если обстоятельства сложатся благоприятные: дождь пройдет вовремя, солнышко будет светить и никто молодую травку не вытопчет. А если случится по-другому? В то же время “тепличные условия”, когда все под контролем, все вовремя удобрено и полито, во-первых, не дают человеку никакой свободы, во-вторых, снижают приспособляемость к окружающей среде. И если “тепличное растение” поместить в естественную среду, оно может погибнуть».

А иногда нужно не ребенка чему-то учить, а взрослому чему-то учиться, в том числе узнавать больше о физиологии, психологии, социологии, чтобы понимать, как найти в этих вопросах «золотую середину». Наши предки без всяких научных изысканий, ныне проводимых нейрофизиологами, благодаря методу естественного отбора пришли к выводу, что для освоения каждого вида деятельности есть свой благоприятный период, и желательно его не упустить. И наука ныне подтверждает этот вывод. Для каждой зоны головного мозга, отвечающей за ту или иную сферу деятельности, существует свое время для развития. Это так же логично, как, например, садить редис весной, а не в разгар летнего зноя или зимой.

О правом полушарии замолвите слово…

Например, ввести прикорм важно в период с шести до восьми месяцев, когда у ребенка максимально развиты и проявляются жевательный и глотательный рефлексы, к шести месяцам также начинают вырабатываться ферменты для переваривания иной пищи. А средний возраст, когда ребенок готов сам садиться на горшок – 1 год и 8 месяцев.

Если мама жалеет малыша, когда он плачет, то она учит его состраданию. У детей, от которых рано отказались, к которым не приходили по их первому зову и не брали их на руки, не развивается зона мозга, ответственная за сострадание. И сострадание у такого человека не «включится».

Всем известно о синдроме Маугли: если ребенок до трех лет не общался с людьми, не слышал человеческой речи, он уже никогда не заговорит. Ведь даже если малыш к трем годам плохо говорит сам, у него благодаря общению с носителями языка все же сформирован пассивный словарный запас.

Наши предки, ничего об этом не зная, вкладывали необходимый «запас» на первом году жизни с помощью игровой системы пестовальной гимнастики, которая представляет собой «зарядку» для младенцев в сопровождении стихотворных потешек, решающую, на самом деле, целый комплекс задач. Это и знакомство с речью, и развитие чувства ритма, и обучение коммуникации, эмоциональному общению, развитие мышечной системы и вестибулярного аппарата.

Возраст до девяти лет – лучшее время для развития правого полушария, которое контролирует творческую деятельность, чувства, ощущения, телесное развитие, движения, эмоциональную сферу и эмоциональный интеллект, усвоение этических норм и правил, восприятие музыки, формирование речи, процессы рисования, лепки, образное, «детское» и «женское» мышление, синтез. Хорошо в этом возрасте «удобрять» это «поле» – тогда все потом воздастся вдвойне. Левое же полушарие отвечает за логику, анализ, восприятие схем, знаковых систем – алфавита, цифр, нот, и его время приходит после девяти лет.

«Если до этого возраста усиленное внимание уделять развитию левого полушария, конечно, каких-то результатов можно достичь, но одновременно мы оттянем энергию от правого полушария, и эта потеря часто невосполнима. Стоит задуматься, прежде чем обучать годовалого ребенка при помощи карточек или учить с ним буквы. В этом возрасте предпочтительнее заниматься устной речью, а не письменной», – уверена Любовь Серова.

К партнерским отношениям

Важная задача мамы ребенка в возрасте до трех лет – заложить основу для будущих партнерских отношений, свободных от созависимостей. Для этого надо дать ребенку право быть собой, он должен знать, что его любят любым. Чтобы показать это, мама может обнять его, когда он плачет, постараться понять его, озвучить его эмоцию – ведь эмоциональный интеллект тоже необходимо развивать. Важно знать, что у ребенка есть право плакать, быть любимым, признанным. Он должен получить право сказать «да», «я хочу», отказаться и сказать «нет» (пусть и не всегда и не все будет так, как он хочет).

Правильно выстраивать партнерские отношения может научить ребенка только мама. Если ребенок вовремя получил этот опыт, он не станет требовать от партнера материнского отношения, будет уважать свои и чужие границы. В противном случае человек всю жизнь будет доказывать через отношения с другими людьми свое право быть собой и быть любимым, признанным. И тогда ему будет не до изучения и освоения мира.

«Высокоинтеллектуальные технологии человек может освоить и позже, а вот общение с людьми, выстраивание отношений – нет. В том числе вовремя нужно научить сказать: “мне так неудобно” или “ты мне чужой, я с тобой не пойду”», – говорит Любовь Серова.

Как научить?

Чаще всего мамы активно занимаются рисованием и лепкой со старшим ребенком, затем старший нередко передает эти умения младшим детям. И это нормально. Мамино участие в жизни старшего ребенка – своеобразная «инвестиция» во всех детей. И зачастую она с удивлением обнаруживает, что ей, оказывается, уже не нужно обучать младшего ребенка, например, завязывать шнурки, потому что этому его научил старший брат.

«Исторически и физиологически обусловлено, что в традиционной семье мама никогда не взращивала детей в одиночку, потому что это требует много времени. В этом всегда участвовали родственники и помощники, существовала целая система пестования», – разъясняет Любовь Викторовна.

Обучение может происходить ненавязчиво, спонтанно – вовсе не нужно сажать годовалого малыша за парту. Ему достаточно открыть доступ к жизни семьи, ее бытовой стороне, чтобы он видел примеры того, как нужно чистить зубы, мыть посуду. В возрасте около года дети начинают просить об этом, им любопытно. Однако открывая доступ, надо помнить и о мере – степень погруженности в то или иное событие или процесс в разном возрасте должна быть разной.

«А вот письмом, геометрическими фигурами в этом возрасте можно заниматься лишь походя, не уделяя этому много времени. Все вокруг учит, и обучение это можно доверить помощникам. Так будет даже интереснее: ведь мама делает это в одном стиле, а бабушка или папа – в другом. А если малыша нечаянно научили чему-то нежелательному, мама может спокойно ему объяснить: здорово, что такое существует, но в нашей семье так не делают, так не принято. Зато у ребенка позже появится выбор, важный для адаптации в этом мире. Но в данный момент, пока он живет в родительской семье, он принимает ее правила», – рассказывает Любовь Серова.

Обучение вполне может происходить при помощи подручных средств. Например, рисовать можно не только карандашами, но и палочкой на песке или снегу. Таким образом мы показываем ребенку и широту возможностей для творчества. Помогать ему в выполнении школьных уроков многие психологи рекомендуют только если ребенок обратился к вам с вопросом.

Формула адаптации

Главная же задача мамы – научить ребенка тому, чему другие научить не смогут. Только лишь мама является проводником жизненных правил и устоев, моральных ориентиров. Если она пользуется у ребенка авторитетом, в дальнейшем она сможет помочь ему адаптироваться в этом мире.

Формула адаптации такова: социальный репертуар, который включает в себя весь спектр знаний о наличии различных социальных ролей, о большом разнообразии человеческих проявлений и вариативности взаимоотношений, наличии различных точек зрения (их, по возможности, нужно дать ребенку до трехлетнего возраста, при этом преподнести как данность, имеющую право быть) плюс правила нашей семьи, которые мы накладываем на весь этот богатый репертуар («Да, так бывает, а в нашей семье это не принято»).

Так воспитывают здоровую толерантность, понимание, что в этом мире есть место всему. И когда кто-то кричит и катается по полу в магазине, требуя игрушку, мы не говорим ребенку: «Какой нехороший мальчик!» А говорим: «У нас так не принято себя вести». Можно ввести различные правила, например: «Перебивать взрослых можно только если случились пожар, наводнение, стихийное бедствие или кому-то стало плохо». Маме при этом нужно осознать свою ведущую роль и свой приоритет в установке правил и принятии решений.

Свой среди чужих?

Неплохо, если ребенок умеет защищать свои границы, например, свое тело – в этом случае он порой сопротивляется медицинским и гигиеническим манипуляциям. Соблюдение границ очень важно и для постепенной передачи ребенку ответственности за самого себя: он с какого-то момента сам отвечает, например, за качество чистки зубов.

Также ребенка нужно научить четко осознавать границы между своими и чужими людьми, своими и чужими вещами. Здесь важно не перегнуть палку: если есть чужие вещи, то обязательно должны быть и свои, и их должно быть не меньше. Дети, которым ничего не дают и не покупают, даже в очень хороших семьях могут научиться воровству.

«Родительская задача – давать, а не только ограничивать, запрещать и заботиться, чтобы ребенок не нанес ущерб чужим интересам. Ребенок должен чувствовать уважение к своим потребностям и иметь возможность их удовлетворения. Если дома, например, нельзя бегать и кричать, значит, это должно быть разрешено в другом месте», – объясняет Любовь Серова.

Врезка:

Рекомендуем прочитать и посмотреть по теме:

  1. статья Питера Грэя «Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней (Чтобы защитить детей, мы должны позволить им играть в то, что считается «опасным»)».
  2. https://vk.com/wall-125875862_39001 – статья Елены Андреевой «Как учатся кинестетики, визуалы и аудиалы?»
  3. Фильмы: «Дети из Бюллербю» (Швеция, 1986) (6+), «Школа Саммерхилл» (Великобритания, 2008) (16+).
Exit mobile version