А надо ли? Эксперты обсудили перспективы турпривлекательности Магнитогорска

Магнитогорск. Со словом «туризм» мы привыкли связывать море, солнце, пляжи, живописные улочки европейских городов или экзотические страны. Или по крайней мере – горные вершины и непроходимую тайгу.

Что может быть привлекательного в промышленном городе для путешественника – рассуждали участники дискуссии «Туристический потенциал территории», которая прошла в рамках Всероссийского форума «Антропология города: культурный код».

Геокультура как основа

Докладчики согласились, что туризм – одна из важнейших составляющих экономики: это рабочие места, улучшение качества жизни населения и даже воспитание патриотизма.

В Магнитогорске есть все основания для промышленного туризма, и его уже активно развивает ПАО «ММК». Но наша территория интересна не только этим. Это и исторические деятели минувших эпох: Емельян Пугачев, представители царской семьи, бывавшие в наших местах, реалии советской эпохи, уникальный архитектурный ансамбль в духе сталинского ампира, скверы и мемориалы. Для продвижения всего этого нужен продуктивный диалог между представителями туристического бизнеса, музейной сферы и органами власти.

Главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики Дмитрий Замятин темой развития городов и вопросами геокультуры занимается уже больше четверти века. Он считает, что историко-культурное наследие во многом определяет нынешнее развитие города, а также может стать основой для интереса гостей к данной территории, мощным мотором для развития региона. Но важно, чтобы эта идея волновала сердца прежде всего самих горожан.

«Когда это слово “геокультура” появится в обиходе: геокультура Южного Урала, геокультура Магнитогорска, тогда и другие заинтересуются, в чем она проявляется, – отметил урбанист. – Когда это будет системно; […будет…] группа единомышленников, это могут быть библиотеки, музеи, университет, поддержка власти, есть круглогодичный цикл мероприятий: фестивали, концерты, спектакли, интерактивы, приезжают люди из соседних регионов, пусть сначала – только уральских, а потом и других, тогда все это заработает. От того, как вы будете заявлены во всероссийской культурной повестке, очень многое зависит. У вас есть достаточная база культуры и образования – театры, университеты, а также системообразующие: библиотеки и музеи. И я думаю, здесь за 2-3 года вполне реально создать систему первоначальной коммуникации с точки зрения продвижения города. Подобные вещи достаточно затратны, но в дальнейшем может приносить реальный доход».

Он предположил, что гостей в Магнитку мог бы привлечь фестиваль металлургии или, к примеру, связанный с культурой Степи. Дмитрий Замятин выразил надежду, что и форум «Антропология города: культурный код», став регулярным мероприятием, впишет Магнитку в культурную повестку страны. К слову, он предложил каждый форум наполнять какой-то конкретной тематикой, например, «Промышленность», «Советское наследие» и другими, привязанными к геокультурному брендингу именно нашего города.

От промышленности к культуре

Промышленная направленность Магнитки имеет свои плюсы и минусы в этом плане. С одной стороны, как ни крути, крупное производство – это крупные вложения в городскую экономику и возможность помощи в различных проектах. Но с другой, по мнению Дмитрия Николаевича, такие крупные структуры задавливают своей мощью, и интересы комбината во многом вынужденно становятся интересами города. По мнению урбаниста, в будущем города будут все же отдаляться от промышленных основ в сторону креативной индустрии и культуры.

«Что здесь нужно? – задается вопросом урбанист. – Во-первых, некая культурная дистанция. Будет шанс для развития, когда эта индустрия, замечательная сама по себе, будет осознана как культурное наследие, своеобразный культурный капитал. Это то, что сейчас двигает города – культурное наследие, креативная индустрия. Я думаю, и для вас это очень важно. История черной металлургии – это история и для современного искусства, и для театра, и для литературы. Над этим стоит задуматься и придумывать такие истории, такие нарративы, которые могут отталкиваться от промышленного наследия города, но задавать другой вектор, связанный с современными реалиями».

Отмечу, что Дмитрий Замятин продвигает довольно интересную теорию «постгорода», согласно которой урбанистическое развитие исчерпывает себя, а спустя некое время города в том виде, в котором мы знаем, уйдут в прошлое. Поэтому, по его мнению, небольшим городам не стоит бояться сокращения численности населения. Они достигают в итоге и некоего баланса и на нем вполне могут обрести свое счастье. Ведь для культурной или туристической повестки численность населения не несет столь значимой роли, об этом говорит опыт небольших европейских городков, которые посещают миллионы туристов.  

«Мульки» или истинные ценнности?

Автоматизация приводит к сокращению численности людей, задействованных в производстве, и если город не найдет других направлений развития, он может угаснуть со временем, таких примеров в урбанистике тоже немало. И именно для этого необходимо изучать геокультуру, находить новые смыслы. К слову, в Магнитогорске этим вопросом давно и активно занимается профессор кафедры литературы института истории, филологии и иностранных языков, руководитель лаборатории народной культуры МГТУ имени Г.И. Носова Татьяна Рожкова. Свои наработки она представила на форуме, а также рассказала о тех печальных ситуациях, когда действительные культурные ценности в целях развития туристического потенциала заменяются придуманными «мульками» в духе легендарных деревьев, камней, приносящих любовь, здоровье и прочей подобной ерунды.

«Надуманные и привнесенные извне “мульки” затемняют, искажают, а то и просто фальсифицируют реальность, – с возмущением констатировала профессор и выразила надежду, что туристический потенциал Магнитогорска все же будет развиваться на базе подлинных культурных ценностей и привлекать действительно мыслящих людей».

Заведующий кафедрой архитектуры МГТУ имени Г.И. Носовва Олег Ульчицкий поднял тему промышленного архитектурного туризма – привлечения туристического потока за счет создания интересных архитектурных объектов и переосмысления, реконструкции уже существующих и развития на их базе туристических комплексов.

Была рассмотрена история парковой культуры Магнитки, озвучена практика промышленного туризма, которая осуществляется на градообразующем предприятии, и ряд других интересных вопросов.

Итог дискуссии подвела директор Института экономики и управления МГТУ Наталья Балынская.

«Для меня благодаря этой встрече туризм стал интересен по-новому, я увидела в нем некое лирическое и некое организационное направление, которые задали коллеги-ученые. И нам нужно совмещать обе эти составляющие. Я вижу некие реперные точки. Первое – это, конечно, диалог с властью. С этого все начинается, и без этого нельзя. Второе – важно ставить перед собой конкретные цели: что мы хотим, какие конкретные задачи и сроки их исполнения. Мы должны понимать, что если мы сейчас щелкнем пальцами, то завтра никакие туристические маршруты у нас не появятся, и даже через год не появятся. И  третье, это необходимость развития образования в данной области». 

Сейчас в МГТУ ведется подготовка специалистов по туризму, однако, как заметила Наталья Ринатовна, это задача не тривиальная, она требует работать с креативным меньшинством, осваивать новые направления. И это не только подготовка туроператоров и турагентов, но и задействование всего научного потенциала опорного вуза.

Но в первую очередь, подчеркнула Наталья Балынская, не стоит ждать, что кто-то к нам приедет развивать наш туристический потенциал, надо понимать, что это дело наших рук, и начинать уже сейчас.

Форум дал возможность увидеть перспективы, осознать сферу сотрудничества в этом большом и значимом деле, а она поистине огромна, и это не только историки и краеведы, но и журналисты, учителя, библиотекари, студенческое сообщество и многие другие – все те, кто поможет поднять этот культурологический пласт и придать ему осязаемую форму, привлекательную не только для горожан, но и для жителей других территорий.

Завершился форум принятием резолюции, где были обозначен основные направления дальнейшей работы.

Exit mobile version