Ох уж эти годовасы! Вечно у них что-то идет не так! Одно движение – и только что мирно игравший ребенок уже бьется в истерике, а вокруг него как буревестник, реет мама – то крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам. И тоже, то орет, то рыдает, а то и по попе, по попе… Знакомая картина?
Тогда попробуем разобраться, почему так происходит и что же с этим делать?!
Если вы обратитесь к возрастной психологии, то увидите, что для годоваса это абсолютно нормальное поведение, я бы даже сказала – типичное. В этом возрасте у ребенка еще не развит неокортекс – кора головного мозга, которая отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речь. Как выразилась одна психолог, неокортексом ребенка до определенного возраста становится мама. Именно она объясняет ребенку, что произошло и что с этим можно сделать.
1-, 2-годовалый ребенок более-менее представляет, что он хочет, слабо – как этого достичь и совсем не представляет, что делать, если все пошло не по плану. Помноженное на слабые процессы торможения это и дает вот такой бурный результат.
Разогнаться он может с нуля и до запредельной скорости, а вот «нажать» на некие определенные, выработанные жизненным опытом «педали тормоза» он, увы, не может – их просто пока в его голове нет.
Для чего я все это пишу? Чтобы вы понимали, что происходит внутри вашего ребенка и это понимание дало вам возможность справиться со своими эмоциями, ведь в данной ситуации – это главное. Поймите, он делает не назло, не ради того, чтоб вас расстроить или добиться капризами своего, как любят говорить бабушки. До манипуляций он тоже еще не развился))) Он делает, потому что понятия не имеет, как по-другому, до «по-другому» он еще не дорос.
Но делать-то, делать-то что? Как ни странно это звучит, для начала выдохните сами! Ведь вы капитан корабля, когда капитан в панике, что остается делать пассажирам? Главное – не забывать, что «мама – это я!», не требовать от бьющегося в истерике чада быть взрослым и сознательным человеком (примерно, как вы) и уж тем более не вставать с ним на одну ступеньку развития.
Вы большая, мудрая, спокойная, любящая, как солнце… А ваш малыш такой маленький, как листочек на ветру, его колышет ветром его внутренних противоречий, из которых он еще не научился находить выход, и вы смотрите на него, как смотрели на миллионы листочков прежде, и понимаете, что все изменится, он вырастет, станет более умным, терпеливым, ведь этому он научится у вас.
Однажды вы верно заметили, что ребенок хорошо успокаивается у вас на руках, и стоит этим пользоваться почаще: любовью нельзя избаловать. Вы берете его на руки и рассказываете ему все, что с ним произошло, вы – его неокортекс. А ему останется только соглашаться с вами.
И еще вы, наверно, заметили, что детей в этом возрасте достаточно легко отвлечь. Но, во-первых, важно поймать момент до точки невозврата (когда он уже бьется об пол, ему все равно, какой там самолет пролетел), а во-вторых – отвлекать эмоционально, с энтузиазмом, с полной погруженностью в процесс развернуть ситуацию в нужную сторону.
Подойдет любое, что придет в голову, главное, чтобы был ваш интерес, эмоции. Это как раз то, что близко малышам. Понять прочитанную мораль или мудрость ваших речей они не в состоянии, а вот эмоции считывают, что твой локатор. И даже те, про которые мы думаем, что их не видно.
– Ой, а что это под кроватью шуршит? Может, к нам пришла мышка? – и все с энтузиазмом идут искать мышку.
– Ой, а там, ты видел? Паровоз пролетел? Ой, а ты не успел посмотреть что ли? Вон он, вон он! – и все бегут к окну, забыв, про такую красивую штуку на полочке, которую не разрешали взять.
Пользуйтесь моментом, пока он есть, уже через год отвлечь будет не так просто.
И обнимашки. Они никогда не бывают лишними. Ведь много любви не бывает!
Фото из архива автора