Терпение как труд. Сможете ли вы воспитать в ребенке одно из важных качеств?

Магнитогорск. «Ребенок и терпение» стали темой очередной встречи родительского клуба «Мне так роднее» в рамках проекта «Надежное будущее семьи» региональной общественной организации многодетных семей Челябинской области «Многодетство», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Встреча прошла в детской библиотеке №9 (заведующая филиалом Лидия Гумерова, директор ЦДБС Галина Бубнова), провела ее семейный консультант и мама шестерых детей Любовь Серова.

Ключевое слово − упорство

«Понятие “терпение” абстрактно и многозначно, − говорит Любовь Викторовна. − Ребенку его понять сложно. До трехлетнего возраста такие вещи ему стоит объяснять через что-то конкретное − то, что он со своим малым жизненным опытом способен понять. Мне удалось найти три значения слова “терпение”. Это «способность безропотно воспринимать тяготы жизни» либо “способность упорно достигать какой-то цели, преодолевая препятствия”, иногда терпение толкуют как христианскую добродетель, смирение. Лучше для начала вводить эту позицию в значении “упорно достигать цели”».

Зачатки терпения у ребенка формируются, возможно, еще во внутриутробном состоянии, влияние на этот процесс оказывают роды, об этом писал психолог и психиатр Станислав ГРОФ, выдвинувший теорию базовых перинатальных матриц. Вторую матрицу, которая формируется в первый период родов, Гроф назвал «адом»: матка в это время периодически сжимается, ребенок испытывает удушье, боль, страх, даже если роды идут без вмешательств. «Бонус» после прохождения этого периода – формирование терпения. Слоган второй матрицы словно создан для его развития: «Приспособься и жди».

За несколько часов у человека формируются две базовые эмоции – страх (эмоция «о будущем») и грусть (эмоция «о прошлом»). Условия пребывания изменяются, и малыш испытывает грусть по периоду, из которого уходит, переживает потерю. Эти эмоции ему нужны: если они не сформируются, ребенок не сможет родиться сам. Страх сменяется здоровой агрессией и выработкой адреналина, это заставляет начать действовать – совершать активные вкручивающие движения головой, проходя родовые пути. Наградой за пережитое становятся жизнь и здоровье ребенка и матери.

Для человека большое значение имеют способ его рождения, длительность родов, переживания матери. Если полноценно сформирована вторая перинатальная матрица, этот опыт научит не совершать определенные действия слишком поспешно, уметь придерживаться выжидательной позиции для достижения цели, упорно преодолевать препятствия.

Но роды проходят по-разному, не всегда «матрица терпения» закладывается так, как хотелось бы – это может коснуться детей, появившихся на свет путем кесарева сечения или в результате стремительных родов. Если имело место кесарево сечение, важно, на каком этапе оно произошло, успел ли ребенок пережить схватки, учился ли он ждать, приспосабливаться к непривычным условиям. Зато эти дети дают родителям шанс освоить новые воспитательные навыки. Нередко детям, которым не довелось пройти через родовые пути и научиться преодолению, рекомендуют занятия спортом.

«Ребенок в возрасте до трех лет, нервная система которого еще находится в стадии созревания, и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, в силу физиологических причин не может ждать долго, − подытожила Любовь Викторовна. − И, воспитывая терпение как упорство, желательно показывать малышу причинно-следственные связи: сейчас нужно немного потрудиться, подождать (это синонимы терпения), и у тебя будет возможность получить желаемое. Маме лучше демонстрировать конкретный, видимый и понятный ребенку результат: не «нам всем будет хорошо», а «сейчас пройдем еще два этажа, и дома я дам тебе воды». И слово свое нужно сдержать».

Пусть мама услышит…

Но «запас прочности», необходимый для воспитания терпения, малыш получает лишь благодаря осознанию надежности мамы и мира. Это ощущение формируется в течение сорока дней после рождения ребенка, благодаря грудному вскармливанию по требованию.

В первые недели после рождения, в период адаптации к изменившимся условиям, ребенок испытывает дискомфорт. И, учитывая незрелость его нервной системы, объяснять ему, что мама должна закончить какое-то дело, прежде чем подойти к нему, бесполезно. Малыш может расстроиться быстрее, чем мама закончит работу, и ее надежность в глазах ребенка сильно пострадает. Поэтому в первые полтора месяца после родов маме стоит так организовать свою жизнь, изменить на время привычки и правила, чтобы находиться как можно ближе к ребенку или быстро появляться в поле его зрения, обеспечивая ему мягкую адаптацию к окружающему миру. У мамы есть десять секунд, чтобы подойти к нему. И если первые сорок дней были пройдены именно так, у ребенка формируется базовое доверие к миру.

Если данный период пройден правильно, тогда в три месяца, к моменту созревания зоны логического мышления, когда ребенком уже сделаны выводы о маминой надежности, она может ответить на зов ребенка: «Да, да, я уже бегу». Ребенок слышит звук голоса, который для него является физическим объектом, и, если не сомневается, что мама всегда сдерживает обещания, может подождать – так формируется терпение. Но его терпение не стоит долго испытывать, маме нужно подойти в течение нескольких минут. Постепенно по мере роста ребенка период ожидания может удлиняться.

Малыш в возрасте от года до трех лет уже способен, находясь рядом с мамой, 45 минут из часа заниматься самостоятельной деятельностью. В этом возрасте эквивалентом времени будет служить мамино действие, она может пояснить: «Сейчас, посуду домою и приду». Малыша, не желающего отпускать от себя маму, к значениям 45:15 приучают постепенно, начиная с пяти минут. Главное − при любых условиях сдерживать слово и подходить через обещанное время. Но воспитание терпения у маленького ребенка не может касаться его базовых потребностей – в воде, еде, отправлении естественных нужд. Эти вопросы маме необходимо продумывать заранее, чтобы малышу не приходилось терпеть.

Выбор есть всегда

Терпение можно воспитывать через ситуацию выбора. Если ребенок требует, чтобы мама взяла его на руки в тот момент, когда стоит у плиты, она может подхватить его в не очень удобную для него позицию, тем самым показав, что в данный момент в приоритете все-таки готовка, но в то же время она учитывает и его потребности. Малыш учится терпеть неудобства либо делать выбор в пользу ожидания момента, когда маме будет удобно взять его на руки. Отказывая ребенку жестко, можно нанести травму.

«Терпение должно учить делать выбор, быть гибким, а не подавлять желания и эмоции, − уверена Любовь Серова. − Тогда оно тренирует волю и дает возможность личностного роста».

Талант или терпение?

Даже при наличии всех физиологических показателей и предпосылок не стоит всех детей «грести под одну гребенку», предупреждает Любовь Викторовна. Все они познают мир через разные каналы восприятия.

«Люди по этому типу классификации делятся на три основных вида: визуалов, аудиалов и кинестетиков, − говорит Любовь Серова. − Визуал познает мир при помощи глаз и рук: такие дети могут долго разглядывать, собирать паззлы, перебирать бусинки, рано начать вышивать, им присуща кропотливость. Для аудиалов первостепенны уши и рот. Такие дети рано начинают говорить, говорят много, нуждаются в слушателе, задают много вопросов, хорошо передают музыку, мелодию. Им нравится, когда им рассказывают сказки и поют. Кинестетики осязают мир всем телом, им очень важно чувствовать, как дует ветер, как вибрирует изданный ими крик, как передвигается все в пространстве. Это обычно подвижные и шумные дети. Их мамы, глядя на детей-визуалов, могут сделать неутешительные выводы и решить, что их детям терпение не свойственно. Но, зная о существовании этой классификации, на ситуацию можно взглянуть другими глазами. Сравнивать ребенка с другими неправомерно, его можно сравнить только с ним самим в другой период.

Психолог Наталья Вишня советует: если вы хотите вырастить талант, нужно развивать ведущий канал восприятия. Если же развивать все их равномерно, можно получить гармонично развитую личность. И воспитать терпение. Но «закрытые» возможности полезнее развивать через ведущие каналы, через то, что близко. К танцам, например, можно идти от музыки, ритма. В целом ребенку, который решил попробовать силы в какой-то секции, необходимо не менее месяца на адаптацию. Только после этого можно принимать решение о том, подходит ли ему данный вид деятельности.

Детей-аудиалов, которые нередко обладают музыкальным слухом, часто отдают в музыкальные школы. Но они в большинстве академические, рассчитанные прежде всего на визуалов (глазами читаем ноты, руками играем). Аудиалам же больше подходит Орф-педагогика с минимальным акцентом на сольфеджио и ноты. Как правило, они подбирают мелодию на слух. Часто такие музыканты становятся мультиинструменталистами, для них хороши также театральная деятельность, вокал.

Визуалам подходят шахматы, программирование, бисероплетение. Кинестетики созданы для спорта, танцев, в будущем могут стать хорошими массажистами. У таких детей бывают трудности при обучении в школе, которая в большей степени рассчитана на усидчивых и внимательных визуалов. Кинестетику непременно нужно предлагать способы реализовать потребность побегать, попрыгать и покричать, а в случае запрета на такое поведение он может начать отстаивать свои права через гиперактивность и болезни.

Нет терпежу?

На встрече прозвучали и практические советы:

− Чтобы было легче дождаться праздника, повесьте в доме адвент-календарь.

− Песочные и водные часы знакомят со временем через конкретные процессы.

− Игры-ходилки и все, что связано с очередностью (сказки, песенки, стихи, например, «Бабушка, бабушка, купим курочку») учит проявлять терпение наравне со всеми участниками. Тому же способствуют игры в «Светофор», «День-ночь», на «замри-отомри» («Море волнуется раз», к тому же помогает осознанно переключать процессы возбуждения и торможения, «Пауза-плэй»). В «замри» можно играть в тех ситуациях, когда нужно, чтобы ребенок вел себя тихо.

− Тренируют терпение рисование, раскрашивание, лепка, вырезание снежинок, сортировка карт, крупы, построение «цепочек» из домино. А также помощь взрослым по дому, которая позволяет оценить длительность трудовых процессов.

 

Exit mobile version