Есть ли шанс загубить талант своего ребенка? Педагоги-художники успокоили родителей

Магнитогорск, Детская художественная школа. Все дети рисуют. Как могут, как видят, как хотят. «А не так как надо», – добавляют некоторые родители и начинают вносить коррективы. Проведя «Один день» в ДХШ, наш корреспондент выяснил, может ли вмешательство взрослых загубить еще неокрепший талант.

Не так давно попалась мне в руки детская книжка советских времен. Без обложки, потрепанная. В ней стихи Николая Силкова, одно из которых описывает странную ситуацию. Вот отрывок:

Плавает синяя

Стая гусиная,

В тундре пасется олень голубой.

Мама взглянула –

Руками всплеснула:

– Все перепутал, художник ты мой! –

Маме не нравится?

Дело исправится.

Новый рисунок у Гриши готов.

Тигр полосатый,

Зубастый, усатый

Вышел двенадцати разных цветов.

В общем, рисует мальчишка совсем не то, чего ждет от него мама. «О времена! О нравы!» – подумала я. И решила, что такое отношение к детскому творчеству – пережитки прошлого.

Но вскоре на выставке детских работ услышала, как одна мама спрашивают свою дочь, работу которой включили в экспозицию:

«Где хвост у лебедя? Почему ты его не нарисовала?»

Значит, и сейчас родители «знают» как правильно, носят в потайном кармане лекало, по которому ребенку следует рисовать. Стало интересно, насколько опасно это родительское давление, может ли оно загубить талант еще совсем маленького художника.

«Думаю, нет, если только родитель не деспот, – успокаивает преподаватель Детской художественной школы Александр Величко. – Талант пробьется. Ребенок – своенравный. Если его заставляют, а он не понимает, зачем это надо. Он либо на время останавливается и носит свое в себе, либо, невзирая на замечания, все равно красит стены и мажет как ему надо. Когда мы говорим о совсем маленьких, речь идет о не затуманенном нашими правилами сознании. Малыш как понимает, как видит, как может – так и рисует. Это чисто творческая работа. Это потом дети взрослеют, и им хочется рисовать похоже. И в это время ему уже нужно осваивать изобразительную грамоту, правила, без которых никуда».

Александр Федорович говорит о тех правилах, которые дети осваивают на предпрофессиональном этапе – в художественной школе.

Здесь уже другие взрослые, педагоги, учат и как правильно сидеть, и как правильно держать карандаш. Тут важно все, потому что, как говорит тот же преподаватель, «правила – они и в Африке правила».

«У нас академическое учебное направление. Если представить, что с одной стороны Малевич и Кандинский, авангард, а с другой – Шишкин и Васнецов, реализм, где-то посередине Петров-Водкин, то мы ближе к Шишкину и Васнецову. Это основа, от которой можно двигаться в любом направлении. Все великие художники пытались рисовать правильно, грамотно. У кого как получалось. Но все равно, научившись или попробовав, они формы чувствовали, объемы, перспективу знали, они потом эту форму искажали, преувеличивали, преуменьшали, от чего-то отказывались – подходили творчески. У Кандинского и Малевича были свои концепции, но оба умели рисовать правильно. Они все равно знакомились с этой школой. И дети в стенах художественной школы должны освоить эти правила. А для нас, педагогов, важно дать правило, но не лишить их индивидуальности. У каждого свое видение, своя вселенная».

От настенной живописи малышей мы за несколько минут добрались до величайших полотен, от способностей и таланта – к гениальности. А в каком возрасте у ребенка можно разглядеть талант живописца?

«У некоторых детей буквально с младенчества, – отвечает на этот вопрос директор ДХШ Ирина Баталова. – Пример – наша Аделия Душкаева. Она сама говорит: “С какого времени я себя осознаю, с такого времени я держу ручку и карандаш. Мне интересно рисовать”. Так что талант в человеке с момента рождения, наверное. Кого-то Бог поцеловал в макушку. А вообще все маленькие дети очень много рисуют. Потом у ребенка может пропасть к этому интерес, его может увлечь что-то другое. Родители могут увидеть, технический у ребенка склад ума или творческий. Если видят, что он дома изрисовал все, что только можно, приводят к нам: “Пусть рисует здесь”. Большинство наших родителей стараются прислушаться к ребенку, понять его интерес, дать ему развиться дальше. Самое главное – не навредить ребенку и дать ему возможность проявить свой талант, чтобы его творчество развивалось и существовало».

Но не все родители ведут своих юных ван гогов в художественную школу. Есть кружки, студии, есть бессистемные занятия, где малышу предлагают скопировать чужую работу. Есть в этом польза?

«Отдавать в любую студию нужно все равно. Там работают специалисты, которые окончили какое-то учебное заведение и которые владеют художественными техниками, – говорит преподаватель Надежда Ерофеева. – Когда они видят, насколько талантлив ребенок, может ли он работать в академическом направлении, насколько он чувствует цвет, пропорции, могут рекомендовать родителям художественную школу. Потому что они знают: если ребенок будет поступать куда-то, то академическая школа необходима. У нас есть замечательные студии, они шикарные работы с детьми делают, но у них той вот школы академической нет. А если ребенок поступает на дизайнера, на архитектора, первый экзамен – это академический рисунок. Это гипсовая голова, это гипсовые геометрические тела, натюрморт. И вот тут начинаются проблемы. И поэтому преподавателям студий нужно тоже быть честными со своими воспитанниками, объяснять, что вот это тоже необходимо, позанимались в студии – а потом идем в художественную школу. Мы даем свидетельство об окончании художественной школы. Наша школа самая сильная в Челябинской области. А работа по образцу – в самом раннем возрасте в этом ничего зазорного нет, если это одно-два занятия. Потому что копирование – это тоже способ обучения. Многие великие художники копировали предыдущих великих художников, но они уже, так сказать, вникали в кухню, имея определенную базу. А если человек вообще не обучался и начинает копировать, у него способность самому воспроизводить, мне кажется, не развивается. Он просто привыкает копировать».

Делаем вывод, что у родителей нет шанса загубить талант ребенка. Есть только шанс его не развить.

В разговоре с педагогами выяснилось еще кое-что любопытное и немного грустное: дети сегодня так загружены всевозможными уроками, проектами, занятиями, что им некогда смотреть по сторонам. Они не видят облака, листья на деревьях, не замечают птиц. И родители, стараясь сэкономить время, усугубляют эту зашоренность: дом – машина – школа – машина – художка – машина – репетитор – машина – дом. Как-то так.

Нет у детей ни времени, ни сил, ни возможности смотреть по сторонам, примечать, анализировать, подолгу думать об одном и том же. Сделал – и забыл. Увидел – и забыл. Вышел – и забыл. Может, это защитная реакция неокрепшего ума от нашей системы образования, может, влияние гаджетов, может, пробелы в воспитании. Так что родителям есть что закрашивать, заштриховывать и заполнять. Ребенку во благо.

Exit mobile version