Магнитогорск. Первые массовые шествия в честь 1 Мая прошли в России после падения монархии. День Интернационала, как тогда называли праздник, отметили легально и официально.
Почетная миссия
Сейчас трудно установить, кому впервые еще в царской России пришла мысль водрузить лозунги, транспаранты, плакаты и прочие атрибуты наглядной агитации на грузовик, но большевики этой идеей успешно воспользовались.
В исследовании под названием «Праздничные грузовики» (опубликовано в 2017 году в журнале «Грузовик-пресс» и на сайте www.gruzovikpress.ru) историк автомобильной техники Михаил Соколов писал об этом явлении: «Ни один серийно выпускавшийся отечественный грузовик не миновал такого почетного применения. Причем как массовое явление это имело место только в СССР». Использование грузовиков позволяло не только избавить участников демонстраций от необходимости нести на себе громоздкие и тяжелые конструкции, но и сделать атрибуты праздника более масштабными.
Празднично украшенные грузовики «с элементами наглядной агитации и идеологической пропаганды» были отличительной чертой именно Советского Союза ввиду единообразия приемов идеологической работы и госсобственности почти на всю автомобильную технику, которая обеспечивала, в первую очередь, государственные нужды.
Первомайский поезд
В Магнитогорске имело место еще одно интересное «транспортное» явление – известно, что в 1930-х годах к первомайскому шествию в молодом городе наряжали целый железнодорожный состав. В нашем распоряжении оказалось редкое фото, на котором на платформах с лозунгами, знаменами и портретами вождей советского государства едут рабочие Магнитки. Из надписи на снимке узнаем, что это были «Первые собственные вагоны первомайской демонстрации в 1932 году».
Возможно, традиция декорировать к празднику железнодорожные вагоны в нашем городе взяла начало в день прибытия легендарного первого поезда на станцию Магнитогорск 30 июня 1929 года. В тот день, который принято сегодня считать днем рождения города, в Магнитку на украшенном составе приехали на торжественный митинг руководители области. С тех пор поезд считают одним из символов рождения Магнитки, в ознаменование чего паровоз выпуска 1929 года встал сорок лет назад на вечную стоянку на Привокзальной площади.
Судя по лозунгу, расположенному на одной из железнодорожных платформ на фото, не исключено, что к появлению «первомайского поезда» имела отношение магнитогорская ячейка благотворительной организации МОПР (Международная организация помощи борцам революции), которая именно в 1932 году торжественно отмечала десятилетие. Мы не знаем, сколько лет просуществовала традиция «первомайского поезда» в нашем городе и имела ли она место в других населенных пунктах – подобных свидетельств в Сети обнаружить не удалось.
По главной улице со свастикой
На другом фото, опубликованном на сайте www.gruzovikpress.ru, видим первомайское оформление пятитонного грузовика Я-5 комсомольским активом магнитогорского поселка Доменный городок в 1933 году. На платформе портрет главы государства Иосифа Сталина, надписи «Вторая пятилетка» (в виде ребуса «V 2/я») и «Да здравствует план 1933 года – года дальнейшего развития дела построения социалистического общества в СССР», а также стилизованный макет тюрьмы со свастикой. В Германии в 1933 году уже восторжествовал фашизм…
Я-5 производил Ярославский автозавод, эта модернизированная модель была впервые выпущена в 1929 году и стала первым по-настоящему большегрузным отечественным автомобилем. Я-5, безусловно, олицетворял силу и мощь растущего советского государства.
Как отмечает автоисторик Михаил Соколов, «революционные праздники в первые годы Советской власти были грозным идеологическим оружием и важным инструментом целенаправленного распространения и пропаганды коммунистических идей среди населения огромной страны, в итоге став одним из самых успешных культурных проектов большевиков.
Массовые праздники первого советского десятилетия сейчас кажутся весьма суровыми. Огромные демонстрации трудящихся должны были устрашать и демонстрировать врагам силу и грозную решимость молодой республики. В конце 1920-х годов, по мере стабилизации власти, в проведении праздничных мероприятий начался отход от прежней суровой и грозной атмосферы к атмосфере радости и веселья, что выражалось в некоторой «карнавализации» празднеств, в наполнении их развлекательными элементами и формами». Иногда на автомобильных платформах шли костюмированные театрализованные представления, связанные с темой праздника, играли оркестры, выступали вокальные коллективы.
Физкульт-привет
Техника участвовала в массовых шествиях 1 Мая и 7 Ноября − в день Октябрьской революции, к которому умельцы иногда превращали автомобили в «ленинские броневики». А с 1939 года по всей стране проходили демонстрации и в честь Дня физкультурника. Этот праздник породил традицию использования грузовых машин в качестве площадок для построения «живых пирамид» из гимнастов и спортивных показательных выступлений. Тема спорта не потеряла популярности и в послевоенное время.
В годы Великой Отечественной войны почти весь отечественный автопарк был мобилизован на фронт, но первомайские демонстрации с участием украшенных грузовиков и тогда проводили в отдельных регионах. Вместо демонстрации достижений советской власти основной идеей праздничного убранства была ожидаемая победа Красной Армии.
В послевоенные годы грузовики для демонстраций стали украшать с еще большим изыском и выдумкой различными атрибутами советской символики, макетами, наглядной агитацией, информацией о достижениях, лентами, флагами, иллюминацией, отмечает Михаил Соколов. Всеобщее настроение праздников было неподдельно искренним.
От ракет до кукурузы
В конце 1950-х – 1960-х годах на первый план в области идеологии стали выходить грандиозные достижения науки, главным из которых было освоение космического пространства, и это сразу отразилось в украшении автотехники на праздничных демонстрациях. Макеты ракет, портреты космонавтов, лозунги о скорых полетах на Луну нередко базировались на допотопных ЗИС-5 со скрипящими деревянными кабинами.
Еще одной популярной темой в украшении грузовиков к демонстрациям с приходом к власти Никиты Хрущева стало сельское хозяйство и, в частности, кукуруза, называемая не иначе как «царицей полей». Тогда с повсеместным внедрением этой сельхозкультуры связывали надежду на выход из продовольственного кризиса. Поэтому «царица полей» была одним из главных персонажей наглядной агитации, театрализованных представлений, праздничных шествий и выездов.
…Первого мая 1990 года в Советском Союзе в последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация. Вскоре страны с таким названием не стало, но и в наши дни время от времени к праздничным датам вспоминают и возрождают традиции шествий советской эпохи.
Фото архив Eлены КУКЛИНОЙ; сайт www.gruzovikpress.ru