«Мы же – творцы!» Председатель ОЗПП рассказал о том, что и на что делается

Магнитогорск. Вопрос «Почему у вас нет сайта?» оказался паролем к информации об источниках финансирования общественной организации «Объединение защиты прав потребителей». Неожиданно, но очень интересно.

Мало – много

На прошлой неделе «Один день» мы провели в магнитогорском Объединении защиты прав потребителей. Первым, еще в коридоре, меня встретил прайс-лист на оказание юридических услуг. Символической плату за составление, к примеру, искового заявления назвать трудно. Рядом с прейскурантом – информация о том, что пенсионерам, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны иски составляют бесплатно. И еще: по четвергам с 15:00 до 17:30 здесь бесплатные часы приема граждан. Признаться, от общественной организации ожидаешь большего списка даром оказываемых услуг. Но делать выводы было рано – это всего лишь информационный стенд.

Зампредседателя ОЗПП Светлана Гурьянова сначала представила людей, которые работают в организации, а затем рассказала что они делают. Председатель, зампредседателя и три юрисконсульта – это основа коллектива. Еще есть эксперт, недавно вновь прошедший аккредитацию в системе экспертов Союза потребителей России, который работает по совместительству. И бухгалтер.

Работа ведется не только в офисе. Ежедневно юристы по 2-3 часа работают в общественных приемных для пожилых граждан. Их две: в зданиях Ленинской администрации и Орджоникидзевской. Это проект «Мы защитим ваши права», который реализуется с 2006 года совместно с партией «Единая Россия». Кроме этого, несколько раз в неделю юристы дежурят в «Гостином дворе», где консультируют покупателей по спорным вопросам, помогают в урегулировании конфликтов. Есть партнерская программа и со «Стройдвором». Раз в неделю, по четвергам, в организации ведет прием граждан и специалист консультационного пункта по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии. И раз в месяц – представитель Пенсионного фонда. И это все о бесплатной помощи. Выходит уже много.

Для журналистских ушей

На оперативном совещании председатель ОЗПП Владимир Зяблицев в ходе обсуждения с коллегами текущих дел позволил себе небольшое отступление для журналиста. Рассказал, что магнитогорское объединение является членом Союза потребителей России и Международной конфедерации обществ потребителей. Сам он, кстати, сопредседатель Союза потребителей и его представитель в Уральском федеральном округе. А еще и.о. председателя магнитогорской Общественной палаты. Но об этом он не стал говорить.

Еще Владимир Иванович сказал, что контроль над соблюдением прав потребителей сегодня осуществляется Роспотребнадзором и такими же общественными объединениями, как магнитогорское. Вновь получили право создавать соответствующие отделы органы местного самоуправления.

Отдельно рассказал о большой просветительской работе своего коллектива, которая направлена в том числе на молодежь – школьников и студентов. И о выявлении положительных примеров работы бизнеса – знаке доверия потребителей, которым на сегодняшний день удостоены девять предприятий.

Обо всем, в том числе об изменениях законодательства, организации приходится рассказывать исключительно через СМИ. Своего информационного ресурса у них нет. Вопрос «Почему у вас нет сайта?» положил начало большому разговору о том, на что живет общественная организация.

Бюджет есть

В канун экономического кризиса 2008 года, рассказал Владимир Иванович, в ОЗПП был создан информационный отдел. Но его пришлось ликвидировать, потому что денег катастрофически не хватало. И сегодня выкроить средства на информационные нужды не получается. Платные услуги ежемесячно приносят организации примерно 30 тысяч рублей дохода. Эта сумма соответствует зарплате одного юриста с учетом всех налогов и взносов. Бюджетного финансирования у организации нет. Раскрывать источники финансирования Владимир Зяблицев начал издалека:

– Я вот здесь работаю много лет. Все организации, которые входят в Союз потребителей, возглавляют пожилые люди. Сейчас же все хотят экономически построить свое будущее, всем нужен доход. А если работать в таком формате, как мы работаем, то нет дохода. Поэтому здесь надо быть своего рода фанатом, который любит и умеет творить добро. Наша цель не получение прибыли, а оказание реальной помощи.

– В социальных проектах и грантах мало стабильности, а у вас штат…

– У нас есть своего рода бюджет, понимаете? Как это удается? Я вам скажу честно: приходится крутиться. Потому что быть руководителем общественной организации – это очень сложно, тем более когда у тебя нет постоянного бюджетного финансирования. В отличие, к примеру, от совета ветеранов. Поэтому важны выстраивание партнерских отношений с другими организациями, поиск таких программ, которые нужны тем же самым юридическим лицам.

Вот, к примеру, проект, который мы делаем, – дежурство в «Гостином дворе». Мы за это получаем какое-то финансирование. Какую выгоду от этого получает администрация торгового центра? Она оперативно получает информацию о том, что творится на территории торгового центра, снимает негативные последствия взаимодействия с потребителем. Наши юристы возникающие проблемы решают на месте, зачастую выходя вместе с потребителем в торговую точку. Удобно? Удобно.

Или как «Стройдвор»: там у дежурных есть телефоны наших сотрудников, в случае возникновения споров они дают потребителям эти телефончики или вызывают нас. Опять же администрация создает комфортные условия для клиентов. Это и логично, и законно. Согласно законодательству о мини-рынках, администрация любого рынка, любого торгового комплекса должна обеспечить соблюдение законодательства о защите прав потребителей, санитарных норм и прочих. Она должна организовать цивилизованную торговлю на территории своего объекта. И здесь как раз мы в помощь.

Работу с вузом, МГТУ, я, к примеру, раскрою. Мы там организовали клуб потребителя, который вырос из клуба молодых юристов. Когда МГТУ получал аккредитацию, среди прочих пунктиков они показывали оказание бесплатной правовой помощи студентам. Тогда еще не было понятия юридической клиники, а у нас уже эта форма работы была. Понимаете? И, соответственно, вуз немножечко помогал нашей организации. И деньги опять же шли на защиту прав граждан. В нашей организации нет баснословных зарплат, здесь работают только преданные люди.

Творчество и независимость

– А нет возможности перекочевать в администрацию? Вы же сказали, что закон о местном самоуправлении изменился.

– Давайте не будем путать общественное объединение и отдел администрации. Администрация – это орган местного самоуправления. Да, есть возможность перекочевать в администрацию, одному специалисту. Но администрация будет работать в формате «поступила жалоба – отработали жалобу». Мы же – творцы! Мы сами выдумываем те проекты и программы, которые нужны. Видим проблему в сфере ЖКХ – делаем акцент на «Управдом». Видим проблему в сфере туризма – значит, делаем договор с ассоциацией туристических агентств в части наведения порядка с клиентами турагентов. И каждый раз мы работаем, исходя из ситуации, которая складывается на рынке. Будет ли работать так работник бюджетной организации? Да нет, конечно. И следующий критерий – это наша независимость.

И до сего времени администрация присылала нам письма: просим разобраться в этом вопросе, такой-то к нам обратился. И мы оказывали такую помощь гражданам, не являясь сотрудниками администрации. Почему? Потому что считаем этой своей обязанностью.

Раз мы назвались организацией, защищающей права потребителей, мы должны их защищать, независимо от того, каким путем поступило к нам обращение. Бывает Совет ветеранов обращается к нам в интересах своих. И всегда-всегда отрабатываем.

Я скажу одно: чтобы работать полноценно, нужно любить свое дело. Проблема в том, что нас остается мало. В Союзе потребителей осталось всего лишь 98 организаций. Все они вышли из 90-х. Тогда Собчак еще стоял во главе движения, мэр Петербурга. Государственная поддержка в сфере защиты прав потребителей активно чувствовалась где-то с 90-го по 96-й год. Тогда в 95-м было постановление Черномырдина в поддержку общественного движения защиты прав потребителей, были программы, в том числе и региональные, эффективно они работали. Сейчас они есть, но в основном на бумаге. Тогда Буравлев, заместитель Сумина, нас каждый месяц собирал на большие совещания, где были представители и Роспотребнадзора, и Санэпиднадзора. Мы определяли, какие проблемы в сфере защиты прав потребителей наиболее актуальны, и проходили обучение. Даже одно обучение проводили в Магнитогорске, у нас были хорошие показатели.

Немного ностальгии

– Когда вы начинали все это делать, какими были ваши ожидания? Они оправдались?

– Вы знаете, когда мы начинали наше дело, я был на 26 лет моложе. Я пришел сюда из органов внутренних дел, был оперуполномоченным. С оклада 270 рублей на зарплату 70 рублей. Простым юристом. Потому что, работая в уголовном розыске, можно пресечь преступление, совершенное либо в отношении одного, либо в отношении нескольких человек. А здесь я увидел реальную возможность защищать неопределенное количество людей, влиять на систему. Это был творческий порыв.

Тогда это было новое. У нас не было компьютеров. Мы читали бюллетени Верховного суда, «Юридический вестник», активно общались с судьями, которые нам передавали практику на листочках. И мы жили, творили, продвигали это дело на энтузиазме. Мы верили в это дело, потому что у нас были громкие процессы, к примеру, по «Аэрофлоту». Трое наших граждан летели из Санкт-Петербурга. Рейс задержали более, чем на три часа. Люди ожидали самолет в аэропорту без денег, без ничего. А в это время имели право на гостиницу, которую должен был предоставить перевозчик. И мы тогда подали иск «Аэрофлоту». И сумму поставили всего лишь 300 рублей – компенсацию морального вреда. Сумма – чисто победить, чисто доказать, что можно бороться и с монополистом. В то время был слоган «Летайте самолетами “Аэрофлота”!», а других перевозчиков не было. И мы добились судебного решения в свою пользу. И многое мы тогда выигрывали, хотя нас сначала не признавали ни торговые предприятия, никто. Но потом о нас узнали, и народ стал верить, что закон «О защите прав потребителей» реально работает.

Как джентльмены

– Суды – это большая трата нервов. Вы людям говорите, что иногда лучше потерять деньги, но сохранить здоровье?

– Суды – это не только трата нервов, они могут привести и к другим дополнительным расходам. Был пример, когда человек, которого мы отговаривали от подачи иска, в суд все же обратился. Он считал, что купил некачественный телевизор, который плохо показывает. А ответчик назначил экспертизу, которая показала, что причина плохой картинки в том, что не обеспечен нормальный прием сигнала. Суд потребитель проиграл, и ему еще пришлось оплачивать экспертизу, на которую потратился ответчик. А мы предупреждали его.

Мы стараемся решить споры в досудебном порядке. Сначала помогаем потребителю грамотно составить претензию. Если ответ не удовлетворяет законные требования потребителя или его претензию попросту проигнорировали, претензия составляется уже от имени общественной организации. Мы показываем, что мы уже подключились. И как джентльмены говорим: «Давайте мы урегулируем это в досудебном порядке, иначе будет суд, который даст вам негативные последствия: компенсация морального вреда, выплата неустойки и возмещение иных расходов, которые понес потребитель, связанные с урегулированием этого вопроса. И штраф в размере 50 %, который обязательно накладывается на ответчика, если решение выносится в пользу потребителя».

Если это не сработало, юрист, проработав все риски, готовит исковое заявление. Акцент идет на досудебное урегулирование еще и потому, что просто с таким объемом обращений можно и не справиться. Пять человек работают на весь город, а иногда и на прилегающие районы. И из Агаповки к нам обращаются, и из Верхнеуральска. И никому мы не отказываем. Кто нас плохо знает, думает, что у нас огромный штат. Новые компании, готовя открытие, присылают нам где-то 25 пригласительных. Им просто не верится, что такую большую работу делают пять человек.

Exit mobile version