Магнитогорск. С первого по пятое апреля в Магнитогорск с гастролями приехала Московская театральная школа Олега Табакова.
Студенты третьего курса привезли в город сталеваров сразу две дипломные работы. На премьерном показе одного из них побывал и наш корреспондент.
Пока драматический театр отправился за обновками, его младший брат — кукольный — взял заботы старшего и принимает увлечённых культурой магнитогорцев у себя в гостях. Вместо большого стола — уютная сцена, вместо стульев — мягкие кресла, и ни одно не пустует. Людей много: они толпятся в проходе, шуршат брошюрами, перекидываются фразами, возбуждённо ожидают.
— По Прилепину наверняка пошлятина, — громко делает предположение дама средних лет в малиновой блузе, обращаясь к подруге в красном платье.
— Не пошлятина, а жизнь! — неприглашённо вклинивает мужчина в тугом сером свитере, проходя к своему месту.
С этим резким утверждением сложно не согласиться. Захар Прилепин уже знаком магнитогорским театралам. Не так давно в драмтеатре поставили прилепенский «Допрос», что оказался самым бунтарским, откровенным и жестоким спектаклем во всём репертуаре.
Кажется и сегодня зрители заочно настроились на серьёзную драму. На афише — улица, граффити, парни и девушки. Молодые, дерзкие, в спортивных костюмах вызывающе смотрят сквозь бумагу, а на ней хулиганским шрифтом вдавлено «Пацанские рассказы».
Непринуждённой походкой руки-в-карманы вместе со зрителями входит парень. Короткая стрижка, зелёный спортивный костюм с тремя полосками, на ногах – кроссовки. Смотрит выискивающе, щурится, словно в поисках места, выворачивает пустые карманы. Идёт, присвистывая, к сцене, подбирает у лестницы гитару, присаживается на край, выдаёт пробный аккорд, ловит чей-то взгляд, улыбается одним краешком губ.
«Ты спросила у меня, знаю ли я, что такое любовь?… на физ-ре в пятом классе», — зал выдыхает лёгким смехом и внимательно слушает мелодичные песни, что исполняет парень в спортивном костюме. Теперь понятно — не гопник, а романтик. Мечтатель, может быть… В смысле, персонаж.
Значит, они — самовольные ребята с афиши — тоже? Звучит третий звонок. Выключается свет. На сцене начинается жизнь. Веет молодостью. Парни и девушки поют: чисто и искренне. Цоя — кого же ещё?
Сюжет незамысловатый. Действие разворачивается во дворе какого-то соседского дома. Главные герои: парень – без имени – лет 20 и его старший брат – «братик» – который только что вышел из тюрьмы и решил «взяться за ум». Оба ищут себя: через мимолётные знакомства, безбашенные приключения и глубокие диалоги.
Из декораций — скамейка и три стула. Из спецэффектов — собственные голоса и, конечно же, гитары. Вся история — рассказ, а если быть точнее, рассказы, которые ребята словно читают с листа, жонглируя репликами и целыми предложениями. Без пауз.
Диалоги специально не прописаны, пунктуация, что называется, авторская, каждый здесь — отдельный персонаж, который хоть и говорит в третьем лице, но действует безошибочно. Зрители всё понимают, смеются и удивляются ребятам на сцене.
Они наивны и просты, много дерутся, говорят не высокопарно, матерятся — не положительные и не отрицательные — реальные. И всё, что происходит с ними — тоже реально. Приключения, созданные будничной рукой, а не футуристическими фантазиями: обычная жизнь молодых пацанов с района. Но каких обаятельных!
И не важно, что один из главных героев только что вышел из тюрьмы, акценты не на этом. Точнее на этом, но другие. По продолжительности и кратности смеха в зале, получается, что «Пацанские рассказы» — комедия. Исключительная по своей тонкости и элегантности. Так вкусно и интеллектуально похождения парней в спортивках ещё никто не показывал.
«Мы молоды!» — кричат со сцены то ли прилепинские герои, то ли те самые студенты. Хочется кричать вместе с ними, кричать про лёгкость и страсть к жизни, которой они полны. Удивительно-положительно-заразительными получились те самые, что изначально казались чересчур дерзкими, «Пацанские рассказы».
«Не пошлятина, а жизнь», – как говорится.
Фото Ф.Резников и К.Бубенец, группа "СПЕКТАКЛИ школы О.Табакова"