Магнитогорск. Всё ли вы знаете о магнитогорских памятниках, запечатлевших женщин? Возможно, нам удастся сообщить интересные факты о них.
Пожалуй, заочную экскурсию следует начать от здания родильного дома №1, где находится самая «старшая» из наших женских статуй − мать с младенцем на руках. Учреждение было открыто в 1936 году, стало быть, женщина эта давно перешагнула восьмидесятилетний рубеж, однако цветущего вида не утратила.
Известно, что до войны скульптурная группа «Мать и дитя» выглядела иначе, «на греческий манер». На постаменте стояла обнаженная женская фигура, правда, довольно хрупкого сложения, с щупленьким, видимо, под стать магнитогорским ребятишкам 1930-х годов, младенцем. В то время в части скульптурного убранства города подобная натура была в ходу: обнаженные мужские статуи украшали, в том числе, фонтаны на улице Пионерской.
Однако в 1950-е годы облик скульптуры матери и ребенка у роддома №1 изменился: женскую фигуру «округлили» и «одели», гораздо упитаннее стал и малыш. Возможно, связано это было с изменением эстетической и идеологической позиции градостроителей, возможно, с необходимостью демонстрации благополучия советских граждан. Но старожилы говорили, будто причина была банальной: к обнаженной скульптуре стали активно проявлять внимание хулиганы…
С годами не утратила юношеского задора и комсомолка, один из образов памятника первым комсомольцам – строителям Магнитки, что был открыт в сквере имени Чапаева 9 мая 1966 года, в день памятного слета первостроителей города. Монумент, получивший статус объекта культурного наследия федерального значения, был заложен еще в октябре 1958 года в канун 40-летия комсомола. Почти восемь лет на месте будущей скульптурной композиции Виталия Зайкова находилась «тачка первостроителей» с надписью о том, что на ее месте будет воздвигнут монумент. Средства на сооружение памятника заработали магнитогорские комсомольцы на субботниках.
Известно, что автор «Комсомольцев» заслуженный художник России Виталий Зайков, создатель челябинского «Сказа об Урале» и ряда известных скульптур Волгограда, появившихся в результате его работы в группе знаменитого скульптора Евгения Вучетича, ныне живет в Евпатории, в мае ему исполнится 94 года.
Долгое время матерью с младенцем и комсомолкой исчерпывался перечень увековеченных в Магнитогорске женщин. Однако в новом веке «женского полку» среди скульптурных изображений заметно прибыло.
Первым в сквере Металлургов в 2007 году появился памятник Родителям златоустовского мастера Константина Гилёва. Пожилая пара сидит на скамейке, мать кормит с руки голубя – это, наверняка, символ упорхнувших из семейного гнезда детей.
Затем в 2012 году в Университетском сквере обосновались «Студенты» − юноша и девушка, отлитые в городе Касли по эскизу магнитогорского скульптора Геннадия Плахова. Возможно, эта романтическая композиция рассказывает о зарождающейся любви, однако шутники прозвали ее «памятником студентам, укравшим кусок чугунной ограды».
Позитива добавил и установленный в 2015 году в сквере Металлургов магнитогорский вариант «Рабочего и колхозницы» − скульптурная группа «Дворник и сантехник». Симпатичная композиция с кокетливой девушкой-дворником и слесарем, выглядывающим из люка, была создана на средства благотворителей скульптором из Екатеринбурга Александром Сильницким, самым известным творением которого считают памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади у делового центра «Антей» в уральской столице.
И эта скульптурная группа, пожалуй, повествует не только о пролетарской теме, но и о человеческих взаимоотношениях. У блогера Белкомора, например, родились библейские ассоциации по поводу пары: «Под метлой листья, напоминающие о яблоневом древе. Дворник изогнулась не хуже Евы с бронз средневековья. Она Ева и есть. Из веток познания сделала метлу. В следующей серии она улетает от пролетария, и он возвращается в люк».
В 2016 году в сквере имени Ломоносова был открыт памятник Учителю. Эту профессию также олицетворяет представительница прекрасной половины человечества. Скульптуры учительницы и ее ученика изваял московский скульптор Сергей Полегаев. Надо сказать, что магнитогорская представительница педагогической профессии – не единственная в судьбе Сергея Полегаева. Немногим ранее он стал автором памятника учительнице-партизанке Софье Аракчеевой, геройски погибшей на Орловщине во время Великой Отечественной войны.
Еще одна женщина появилась в 2016 году в сквере имени Лермонтова вместе со скульптурой поэта. На одной из латунных стел высечен оригинальным методом трафаретной резки женский портрет, под которым начертано лермонтовское стихотворение «Молитва».
Примечательно, что автор нашей скульптурной композиции известный московский ваятель Иван Коржев ранее создал скульптуры античных муз Эрато и Терпсихоры для украшения центрального фасада здания Большого театра в рамках реставрации одной из главных столичных достопримечательностей. Авторские скульптуры Коржева заменили обветшавшие творения Петра Клодта и Митрофана Рукавишникова.