Магнитогорск. 2019 год в России объявлен Годом театра. Поэтому первый материал нашего «Хобби-клуба» посвящен детской театральной студии «Варежка».
Родился этот проект совсем недавно − осенью 2018 года, но юные артисты-кукловоды уже успели порадовать зрителей первым спектаклем. А создали эту студию две подруги, многодетные мамы. У Анны Антоновой пятеро детей в возрасте от 18 лет до девяти месяцев, а у Анастасии Шторм − четверо.
Теплое название
Собственно, «Варежка» и выросла из домашней традиции семьи Антоновых. На день рождения их единственной дочери Маруси, которой сейчас уже девять лет, из года в год ставят домашние спектакли. Сначала их готовили родители, потом начали подключаться подросшие дети, тоже становясь актерами. Как правило, постановки были не игровыми, а кукольными, и постепенно идея стала выходить из рамок семейного круга на городской уровень.
В «Варежке» занимаются дети от пяти до 11 лет. Такое объединение, где слились воедино и сценическая работа, и создание реквизита своими руками, в Магнитогорске единственное. Перчаточные куклы и подарили студии такое душевное, теплое, понятное на интуитивном уровне название.
В создании кукол и декораций юным актерам пришла на помощь второй педагог студии − Анастасия, архитектор по образованию, обладательница поистине золотых рук, которая умеет талантливо и со вкусом создавать многие прекрасные вещи.
Дело в шляпе
Основой сюжета первого спектакля стал виммельбух − детская книжка-картинка, где, листая страницу за страницей с множеством мелких деталей и человечков, занятых своими делами, читатель, или, скорее, рассматриватель может проследить немало сюжетов из жизни персонажей. Эту книгу, представляющую историю потерянной шляпы и ее чудесного возвращения владельцу, подарили много лет назад старшему сыну Анны, ныне студенту Абрамцевского художественного колледжа.
Студийцы сами выбирали себе понравившегося героя, а режиссер предлагал задуматься над его характером, образом. И что примечательно, персонажи и даже их олицетворения − куклы получились очень похожими на ребят, их играющих, как по характеру, так и внешне.
Перчаточных кукол в технике папье-маше, в простонародье называемых петрушками, для своих персонажей ребята изготавливали собственными руками, вкладывая в это рукоделие буквально всех себя.
Начиналась работа с эскиза, где ребята пытались в несколько утрированном виде изобразить черты внешности, передающие характер, потом − лепка головы куклы из пластилина и папье-маше, раскрашивание, пошив костюма, создание декораций-аппликаций, где дети сами решали, где какие будут элементы, сами вырезали и клеили. На создание антуража ушло около двух месяцев.
Каждый процесс, и рукодельный, и актерский, раскрывает творческий потенциал ребенка, и студия − попытка воплотить в жизнь энергию детей по максимуму. Ребятам не дают готовых решений, а опираются на их фантазию. И хотя сценарий сочинял режиссер, дети привнесли в него много своих придумок, а об антураже и говорить не приходится. И чем дальше, тем больше руководители студии планируют передавать инициативу в детские руки:
Лицедейство или куклодейство?
Искусство перевоплощения − сложный процесс, и в свою роль, вольно или невольно, дети привносят частицу себя: свои эмоции, переживания, проблемы, находя для себя возможность озвучить и отчасти разрешить их посредством персонажа. В психологии хорошо известен этот психотерапевтический эффект, и кукла тут − не случайный выбор.
Анастасия видит и другой психологический плюс в кукольном спектакле:
Девятилетняя Виолетта Архипова актерский опыт уже имеет: до этого занималась в театральном кружке, а потом студия распалась, и девочка пришла в «Варежку» вместе с братом Георгием и сестрой Милославой. Говорит, нравится и кукол делать, и выступать. В спектакле играла сразу три роли: рассказчика, мальчика Ганса − хозяина шляпы, и собаку, но ее альтер эго стал именно Ганс:
А в мечтах − научиться делать различных кукол для театра и самой стать руководителем студии.
Мама Оксана поддерживает увлечения детей, ведь эти занятия помогают им учиться общаться, особенно актуально это для старшего Георгия, уже за эти несколько месяцев заметно, как раскрылся, стал менее застенчивым мальчик, начал принимать участие и в других мероприятиях.
От гаджетов к социализации
Психологическим аспектам, работе над отношениями между детьми в «Варежке» уделяют не меньшее внимание, чем собственно театральной деятельности и рукоделию. Здесь регулярно проводят игры, направленные на развитие речи, памяти, актерского мастерства, артикуляции, моторики, а также специальные тренинги, на которых дети учатся дружить, быть внимательнее к товарищам, работать в команде, помогать друг другу. И образ, который играют юные актеры, также помогает раскрыться и победить в себе страхи и комплексы.
Одной из бед нашей эпохи гаджетов Анна Антонова считает неумение слышать других. В лучшем случае − дать договорить оппоненту, уже прикидывая в голове, что ты сам скажешь в ответ. А общение − это то, чему нужно постоянно учиться. И этим тоже занимаются в студии.
Своеобразным тренингом становится и сам опыт выступлений на публику. Чем ближе премьера, тем больше было мандража у юных актеров, однако с психологическими трудностями справились все.
Среди первых зрителей были не только родители, но и гости. И все они сошлись в одном: премьера удалась. Публика искренне радовалась, благодарила актеров за их труд.
Сейчас ребята ведут «работу над ошибками» − обсуждают успехи и недоработки премьеры, готовятся к следующим выступлениям. В планах новые спектакли, набор новых групп с началом нового учебного года, а еще у Анны есть мечта сделать театральный проект для подростков.
Фото Динара ВОРОНЦОВА