Магнитогорск. Каким мы видим свой город? Серым, скучным, промышленным или интересным, с богатой историей, с множеством увлекательных мест и живописных достопримечательностей? Каким видят Магнитогорск наши дети, что знают они о малой родине?
Не сиди на чемодане
Этим вопросом год назад задались инициаторы из Автономной некоммерческой организации содействия благополучия семьи “Открытый институт проектирования”». Так родился проект «Город моих возможностей», главная идея которого − рассказать молодежи, школьникам о том, в каком городе мы живем, заинтересовать его историей, вдохновить задуматься о будущем. Проект был признан «Магнитогорским рабочим» проектом Года волонтера.
В мае проект выиграл грант министерства социальных отношений Челябинской области, и закипела работа. Доносить знания решили нескучным путем − через проведение экскурсий и познавательных занятий, которые впоследствии назвали более современном и идейно близким детям словом квесты.
Первым этапом стало обучение экскурсоводов. Благодаря соцсетям и «сарафанному радио» к активистам присоединялось все больше искренне заинтересованных людей, которые, узнав интересные сведения и факты о родном городе, были готовы нести информацию и далее. Кто-то из участников даже пожертвовал частью отпуска, чтобы не пропустить обучение.
Летом вместе с экскурсоводами-инициаторами проекта они обошли интересные места, буквально впитывая каждое слово о живущих в Магнитогорске народностях и их традициях, о его памятниках и истории, известных людях, интересных растениях, произрастающих на территории города.
Пройти историю ногами
Активисты проекта Ирина Бузунова, Екатерина Бессмертных, Юлия Мазнина разработали 10 тематических экскурсий, однако практика показала, что их последователи пошли по этой стезе еще дальше. Интересно, что среди начинающих экскурсоводов есть и подростки. А по ходу проведения занятий к волонтерам присоединялись новые участники, в первую очередь родители восхищенных экскурсантов.
С одной стороны грант дал материальные возможности для воплощения идей, а с другой стал своеобразным стимулом, ведь он требовал подготовить определенное количество экскурсоводов, провести определенное количество занятий с детьми. На сегодняшний день уже охвачено больше тысячи детей из 10 школ, центра социальной помощи семье и детям, лицея МГМЛ. На педагогов организаторы проекта выходят самостоятельно, где-то инициаторами бывают родители детей − главные проводники идей проекта. А встретившись раз, зовут их еще и еще.
Задача, которую ставят перед собой активисты − дать возможность не просто «пройти ногами», а прочувствовать историю родного города. Когда вникаешь в вглубь истории, то «прорастаешь корнями» в свою землю, и уже не хочется уезжать, а где мощные корни, там и побеги сильнее, больше цвета, вкуснее плоды. Так и почти каждый участник проекта начинает больше любить свою малую Родину, ценить ее, стараться сделать лучше.
Каждая экскурсия по-своему уникальна, создается под запрос класса, и в ходе проведения импровизации только приветствуются. В теплое время года ребята могли пройтись по улицам и увидеть своими глазами то, о чем говорят экскурсоводы, в зимнее время перебрались в классы. Наиболее востребованы квесты по достопримечательностям, улицам города, связанные с писателями и растительным миром. А наличие сразу нескольких экскурсоводов позволяет вовлечь весь класс, разделив его на команды − это оказалось самой действенной формой: так появляется возможность в одном квесте затронуть самые различные темы − от экологии до достопримечательностей. И все это в игровой форме, с обязательной практической частью: то предлагают украсить своими руками городские достопримечательности на фото, то расставить известные объекты по карте, а то и изобразить фигуры известных памятников в импровизированных сценках.
Спиной к «Макдональсу»
Особенно впечатляет, когда события экскурсии «заземляются» на реальной территории, что лежит буквально под ногами. Детей интригуют необычные факты о реалиях, что они видят каждый день: о реке Урал, что была границей государства, о станице, что лежит под водой. Проезжая по Казачьей переправе, мы каждый раз касаемся этой истории, но кто-то должен ее оживить, вплести в реалии сегодняшнего дня. И это тоже одна из задач проекта: с одной стороны, создать понятную и близкую сердцу «лайт-версию» истории, а с другой − копнуть гораздо глубже, чем дает школьная программа, постигая историю через действие.
Цель проекта − не только изменить представление о своем городе, но научить замечать интересное вокруг себя, активно познавать мир, вдохновить к преобразованию окружающего пространства.
У экскурсантов зачастую потребительское отношение к городу, они совершенно не знают растений, не знакомы с памятниками, а из достопримечательностей называют ТРК и рестораны фаст-фуда. Организаторов это не смущает: знаете такой ресторан? Отлично! А теперь встанем к нему спиной, и перед нами театр драмы имени Пушкина, давайте поговорим о нем. Вы живете на улице Жукова? А кто такой Жуков? И за названиями улиц появляются людей, и оказывается, что за ними стоит целый мир. Это близко, понятно, и уже не важно, какой факт станет «точкой перехода».
Ребята очень отзывчивы к такому живому общению, им интересно, что организаторы разбивают класс на группы, сдвигают парты, а те, к кому приходят не в первый раз, гостей уже помнят, тепло встречают.
За пределы гранта
Для волонтеров проект дал не меньше, чем они детям.
Экскурсиями активисты себя не ограничивают: осенью при поддержке библиотеки семейного чтения прошел конкурс творческих работ, где дети смогли воплотить свое видение города через рисунки, фотографии, видеосюжеты. В планах много новых идей. С «Городом моих возможностей» планирует сотрудничать технопарк «Кванториум», чтобы вместе создать виртуальные экскурсии и путеводители по городу. Есть мечта проводить семейные экскурсии и открытые лектории, в рамках проекта «Летние парки Магнитки» или через библиотеки.
Опытом проекта уже заинтересовались коллеги из Миасса, Челябинска, Златоуста, и в планах − объединяться и выходить на уровень области, не только включая в свои занятия информацию о регионе, Урале, стране, но и встречаться с единомышленниками, делиться идеями. Ведь именно через интерес к своей малой родине растет любовь к Родине большой и желание сделать ее лучше.