Как уже сообщалось в «МР», в минувшую пятницу на металлургическом комбинате на площадке стана холодного проката «2000» состоялась встреча председателя правительства РФ Владимира Путина с работниками ОАО «ММК»
Среди прочих вопросов, адресованных главе российского кабинета министров, прозвучал вопрос о том, «позволят ли нам зарубежные автопроизводители в полной мере реализовать всю мощь стана «2000»?».
«Позиция промышленности, или, как у нас говорят, капитанов производства, не всегда совпадает с позицией административных органов и правительств, – ответил Владимир Путин. – Правительства заинтересованы в том, чтобы обеспечить рабочие места, сбор налогов в своей собственной стране, а промышленность в первую очередь заинтересована в том, чтобы эффективно функционировать. Мы сейчас говорили с руководителями компаний в сфере автомобилестроения, они говорят, что их партнеры из Европы и США уже сейчас рассматривают возможность не только использования этого листа здесь, в России, на своих предприятиях, но и поставок в соседние страны, где у них предприятия уже развернуты, потому что им становится выгодно. Я уверен, что так и будет».
В ходе беседы прозвучал и вопрос личного характера: «Я сейчас воспитываю сына и хотел бы, если можно, от вас услышать совет, может быть, какой-то рецепт, как из молодого человека воспитать будущего Президента России. И в продолжение – я уверен, что все хотели бы услышать, Владимир Владимирович, какой-нибудь эпизод из вашего детства или юности, значимый момент какой-то. Может быть, было какое-то значимое принятие решения, то есть стояли перед выбором…».
«Мне кажется, самое главное качество – это порядочность, – ответил Владимир Путин. – Порядочность во всем: в отношениях с близкими, в отношениях с коллективом рабочим, с государством. Без этого базового качества, мое глубочайшее убеждение, нельзя быть не только Президентом, нельзя и область возглавлять, край, нельзя руководить крупным предприятием. Затем, конечно, нужны знания, профессионализм, умение строить отношения с людьми. Но без вот этого базового качества – порядочности – вообще ничего невозможно.
Что касается ситуации, когда я стоял перед выбором… Да, действительно, в моей жизни неоднократно были ситуации, когда я должен был такой выбор для себя сделать и рискнуть. Без преувеличения, поставить все на карту и для себя решить, как я буду делать: поступать как сердце скажет или лучше сконъюнктурить. Вы знаете, мне удавалось всегда принимать решения в направлении того, как сердце подсказывает. И неожиданным образом все раз – и разворачивалось в неожиданную для меня позитивную сторону.
Не хочется об этом говорить, но, если вы спросили, я скажу откровенно: 1999 год, когда было нападение на Дагестан и можно было, знаете, ждать, как бы чего не вышло, потому что было очевидно, что общество устало от этой крови. Казалось, что у нас уже нет внутренних сил бороться с тем, что происходит, но было понятно, что, если не начать действовать последовательно и жестко, мы можем довести страну до полного развала. Для меня был выбор. А я был тогда председателем правительства, мне нужно было принимать решение. И тогда я для себя принял решение: буду делать так, как нужно стране, а не так, как, казалось бы, выгоднее. Я решил, что все – все закончилось, для меня во всяком случае. Нет! Когда люди увидели, что мы действуем мужественно, последовательно, до конца – практически вся страна поддержала. Для меня это было неожиданно».
Не поставил премьер-министра в тупик и вопрос о том, «какие из ваших достижений наиболее значимы для вас?».
«Есть достижения, но еще и очень много не сделано, – сказал Владимир Путин. – Все-таки главная цель любой власти, где бы они ни была, – обеспечение нормальной жизни людей. У нас в этом плане, конечно, значительно сократилось число людей, живущих за чертой бедности, и в то же время их еще осталось очень много. Так что здесь есть и очевидные достижения, но есть еще и над чем работать.
У нас есть соответствующая программа, главный компонент которой – развитие производительных сил, развитие экономики. Надо сказать, что за время, когда я был президентом и премьером, у нас вырос объем экономики почти в два раза. Это очень существенно для любой страны, объем экономики – это база, и это серьезный, позитивный результат.
Конечно, сделать предстоит гораздо больше. Теперь уже нам недостаточно пользоваться прежними инструментами управления, недостаточно уже восстанавливать то, что было утрачено. Нужны, безусловно, новые инструменты, новые люди, новые идеи, нужна действительно глубокая модернизация и инновационный процесс для того, чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, социальной сферы и укрепление политических основ нашего общества. И я должен сказать, что по этому направлению тоже было сделано немало.
Да, мы изменили, допустим, правила приведения к власти губернаторов: они раньше избирались целиком и полностью. Казалось бы, это демократично и очень хорошо, но сразу встают какие-то полукриминальные элементы, которые набили деньгами карманы и начинают манипулировать общественным сознанием и избранными губернаторами. Мы сделали так, чтобы губернатор назначался президентом, но это должно пройти через местное заксобрание, а заксобрание напрямую избирается гражданами региона. Я не вижу здесь ничего, что нарушало бы принципы демократии. В Соединенных Штатах вообще нет прямых выборов президента. Там сначала избирают выборщиков, а потом выборщики избирают президента. Это считается демократическим, и никто по этому поводу не пищит. Мы привели в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации уставы и конституции субъектов Российской Федерации. Но при этом, конечно, нужно продолжить процесс делегирования части полномочий из федерального уровня на региональный и муниципальный. Таких, которые не затрагивают основополагающих, фундаментальных, базовых ценностей единого государства, но облегчают хозяйственные процессы, облегчают принятие решений в социальной сфере. Конечно, это надо делать, это достаточно сложно, потому что каждое ведомство одеяло тащит на себя… Но этот процесс мы обязательно будем продолжать».