Над постановкой балета по мотивам одноименного романа Александра Дюма работает Виктория САЙКИНА. Балет-драма «Пер Гюнт» в постановке этого балетмейстера был с большим интересом воспринят публикой. И тогда, и сейчас Виктория Владимировна выступила и в качестве автора либретто, пишет “МР-инфо”.
– Балетная труппа небольшая, поэтому приходится продумывать, как подать на сцене те или иные моменты, – говорит Виктория Владимировна. – Что-то приходится опускать, другие моменты обогащать драматической актерской игрой. В балете не говорят, артисты все выражают жестами, и я, конечно, должна сделать все, чтобы спектакль был «прочитан» зрителями.
В балете будут сохранены основные повороты сюжета, однако откровенных сцен не будет – социальный статус главной героини куртизанки Магариты Готье намеренно не подчеркнут, рассказ о ее жизни будет максимально возвышенным, как и чувство, которое будет главным на сцене.
– Я хочу показать главенство любви, несмотря ни на что. Меня больше всего поразило в романе, что Арман Дюваль, опоздавший на похороны возлюбленной, решил перезахоронить Маргариту из общей могилы (так было принято хоронить куртизанок), чтобы ухаживать за ее могилой. Она отреклась от своего прошлого и хотела свои дни дожить счастливо. Но Арман ее ревновал, не верил ей, и они разошлись, потому что просто не поговорили как два взрослых человека, и сами себя наказали. Эта история учит преданности, помогает многое понять о человеческих отношениях, дает возможность переосмыслить их.
Музыкальной основой спектакля послужили фрагменты произведений композиторов-романтиков XIX века, которые подошли стилистически и эмоционально – их балетмейстер подбирала вместе с дирижером театра оперы Кириллом КОЧЕТКОВЫМ. И уже отталкиваясь от музыки, для каждой роли и сцены ставила хореографию.
– Выбор пал на музыку Шопена, Шумана, Шуберта, сочинения Бетховена достаточно романтического склада, Лядова, Глазунова, представляющих отечественную композиторскую школу, – рассказал Кирилл Игоревич. – В романе преобладает драматическая атмосфера, мы старались подбирать музыку, которая полностью отражала бы настроение героев в тот или иной период их жизни, их взаимодействия. Это требовало времени, погружения в материал, кропотливой работы. В результате в спектакле осталось около тридцати процентов от изначально выбранных произведений. Здесь есть музыка, дающая представление о персонажах, сопровождающая массовые сцены – более задорная, бравурная, также есть камерная, интимная музыка, характеризующая настроение главных героев и их взаимоотношения.
Для представления последнего раздела музыкального материала на сцене будет присутствовать рояль, концертмейстер театра оперы Денис ОТЯКШИН будет «озвучивать» на инструменте самые трогательные моменты спектакля – лирические монологи главных героев. Оркестр в такие моменты будет молчать, будет играть только один инструмент.
Участие в балетном спектакле станет новым опытом для Дениса Отякшина, и главная сложность даже не в том, чтобы органично влиться в сценическое действие и сыграть некую «роль второго плана», а в том, чтобы как исполнителю-концертмейстеру верно подстроиться под солистов балета и передать настроение сцены.
– Вещи, которые я буду исполнять, для слушателя просты и понятны – это составляющие золотого фонда музыки. Но для исполнителя они сложны, потому что произведения эти на слуху. Нужно верно передать тот или иной настрой, темперамент, фортепианный звук, туше и сделать так, чтобы сложился гармоничный ансамбль с артистами, – говорит Денис Отякшин.
Кроме того, рояль должен быть размещен так, чтобы он не занимал много места на и без того небольшой сцене. Дабы артистам балета хватало площади для танца, декорации нужно было сделать выразительными, но максимально лаконичными, – над этой задачей трудилась московский сценограф Ирина СИДОРЕНКО. Оформление спектакля будет стилизовано под XIX век, на дамах будут платья в пол – к ним артистки привыкают на репетициях. Для костюмов Ирина Сидоренко подобрала достаточно эластичные ткани и покрой, не сковывающий движений на сцене – например, рукава не пришиты к платьям и надеваются отдельно.
О характере хореографии рассказала Виктория Сайкина:
– Ставя балет, я всегда иду от музыки. Стиль хореографии в «Даме с камелиями» – деми-классика. Артисты не танцуют на пуантах, но мы используем весь язык классического танца. Будут и элементы современной хореографии – какие-то интересные поддержки. Будет много танцевальных дуэтов: женские, мужские, смешанные, а также массовые сцены.
Партии главных героев танцуют два состава артистов – ведущие солисты театра. В роли Маргариты выступят Юлия МАШКОВЦЕВА и Анна КОРОТИЧЕВА, Армана – Леонид ПОНОМАРЕНКО и Евгений МЕНЩИКОВ. Составы эти внешне очень разные и по-разному подают своих персонажей, но все артисты глубоко вникают в их психологию, знакомясь с литературным первоисточником. У исполнительниц партии Маргариты много довольно экспрессивных и напряженных дуэтов, это очень наполненная драматически, непростая роль.
– Я прошу исполнительниц роли Маргариты найти себя в ней актерски. Исполнителям главной мужской роли несколько проще: они должны любить от начала и до конца. История эта довольно печальная, балет-драма, однако она разбавлена веселыми массовыми сценами, и акцент в ней я делаю на светлом, – рассказала Виктория Сайкина.
– До сих пор пытаюсь прочувствовать свою роль, – говорит Юлия Машковцева. – Я прочитала книгу Дюма, чтобы лучше понимать героиню. Роль дается трудновато, особенно постоянные перепады настроения. Но музыка создает атмосферу спектакля, помогает постепенно погрузиться в тему.
Непросто приходится и второй исполнительницы роли Анне Коротичевой:
– Всегда трудно представить себя в роли другого человека или не совсем обычного человека. Но посредством хореографического текста, с помощью движения проще выразить, обыграть чувства, эмоции. Мне интереснее воспитать в себе Маргариту, которую я вижу, чем сыграть ту, которая представлена в книге, в фильме или где-то еще, ведь каждого персонажа мы преподносим так, как чувствуем его.
Увидеть, что же получится в результате большой работы постановочной группы и артистов, можно будет на премьерном показе балета «Дама с камелиями», который состоится в театре оперы и балета 5 июля.
Фото Динара ВОРОНЦОВА