Тропинка в прошлое. Какие необычные экспонаты хранит школьный музей Магнитогорска?

Школьный музей – место с особенной атмосферой. Здесь у ребят есть не только возможность погрузиться в историю и узнать много нового, но и самим принять участие в исследовательской работе, попробовать себя в роли экскурсовода.

Музей этнографии и детского творчества школы № 64 имени Б. Ручьева действует 30 лет, с самого открытия школы, а учитель русского языка и литературы Елена Юрьевна ДОКУЧАЕВА возглавляет его с 2010 года.

Советское детство

Не так давно музей был реструктуризирован, теперь в одном помещении медиазал, где во время экскурсий школьникам показывают видеоматериалы и презентации, а во втором – огромная этнографическая коллекция.

В витринах медиазала хранятся артефакты советской эпохи. Современные дети с большим интересом рассматривают вещи и фотографии, связанные с историей первостроителей, Великой Отечественной и афганской войнами, предметы, показывающие жизнь детей того времени: игры, учеба, пионерское движение, новогодние празднества, литература и периодика тех лет.

В разделе, посвященном Великой Отечественной войне есть личные вещи бойцов, переданные музею поисковым отрядом, а также реконструкция кисета – такие вышивали в подарок бойцам в тылу – и даже пачка махорки тех лет. А с фотографией, переданной вдовой Владилена Машковцева, Риммой Владимировной, связана уникальная история. Этот снимок спас во время войны жизнь солдату. Он вел переписку с их семьей и попросил однажды прислать фото девочек – Риммы и ее младшей сестры, а когда закончилась война, приехал в Курганскую область, нашел их бабушку и упал в ноги: «Фото ваших внучек давало мне силы воевать и жить».

Еще один предмет с историей хранится в витрине, посвященной афганской войне. Рюмку из агата передал музею Владимир ВЕЛИГОН через своего внука, ученика школы № 64. Когда его друг, прошедший Афган, узнал о том, что Владимир отправляется туда же, он подарил ему эту рюмку с напутствием: «Агат может утолить жажду, если приложить к губам, или вылечить укус змеи». На рюмке есть щербинка: она спасла своего хозяина от пули.

Немало предметов здесь из личного архива Елены Юрьевны, напоминающих о ее предках, приехавших на Магнитострой из Свердловской области. Например, аттестат ее бабушки, Нины Караваевой, в 1941 году окончившей Магнитогорское педучилище, справка о том, что она работала учителем в годы войны и фото ее самой в окружении подруг-педагогов, фотографии ее деда, Павла Докучаева, работавшего в те годы в органах внутренних дел и его настольная книга – биография Сталина и брошюра о Великой Отечественной, по которой он проводил политзанятия, фото прачечной Магнитостроя в 1930 годы и прабабушки, которая ей заведовала.

Есть среди экспонатов подарки коллеги по музейному делу Владимира ЛЕКАРЧУКА, например, глиняная свистулька детей-первостроителей. Многое передала Людмила МАЛЫШЕВА, активно пополняют коллекцию музея предметами и связанными с ними историями сами учащиеся. Хранятся в музее картины, переданные в дар художником-самоучкой Анатолием ЗАБОРСКИМ.

Второе помещение музея разделено на несколько зон. Здесь тоже немало предметов советской эпохи. Большой интерес вызывает массивный бюст Ленина. Ребята любят слушать стеклянный звук немецкой музыкальной шкатулки, хозяин которой когда-то служил в Берлине, дуть в губную гармошку или разглядывать флаконы советских духов. Старинные экспонаты уютно расположились на изящной этажерке. Подобные делались краснодеревщиками еще в царское время, а затем вернулись в быт в эпоху сталинского ампира, чтобы можно было увидеть: рабочие СССР живут не хуже, чем в богатых домах при царе.

Особенно интересен ребятам быт и учеба их сверстников. Вот школьная форма: синие пиджачок и брючки, коричневое платье, а поверх него – несколько фартуков. Листая их, словно переносишься во времени: в таких ходили дети 1980-х, а в этих их мамы в 1960-х… Да и сами платья были разных фасонов – даже при общей однотонной коричнево-черной гамме у девочек была возможность выделиться, а уж фартуков, воротников и манжет – неисчислимое множество.

В детском уголке собрано немало примет жизни советских школьников: игрушки, настольные и первые электронные игры, детская швейная машинка, на которой вполне можно было что-то прострочить. Многие игрушки были выброшены своими хозяевами, а потом подобраны и бережно реставрированы музейщиками – кому пришили ножку, кого одели. А вот санки, сделанные без единого гвоздя, на которых катались с горы еще дети первостроителей. Коллега Елены Юрьевны буквально спасла их от огня – соседи по саду хотели их сжечь вместе с прочими старыми деревяшками. Дети, приходя сюда, не могут оторваться — так хочется поиграть с этими игрушками, которые были друзьями еще их бабушек и дедушек.

Многим интересно разглядывать дневник – в 1978 году в расписании было не больше 6 уроков. Еще больший интерес вызывает записная книжка пионера с дарственной надписью сыну Юрию от папы, где есть и известные стихи и песни тех лет, информация о Советском Союзе, коммунистической партии и пионерском движении, полезные сведения: режим дня, список книг, которые нужно прочесть, советы юному мастеру, туристу, натуралисту, песенка про любимую картошку и т.д.

Вертеп, который хранится в музее, действующий. Используются в детских спектаклях и хранящиеся здесь куклы-перчатки, и берестяные маски – копии тех, что в свое время использовали наши предки в купальских празднествах. Есть здесь деревянные игрушки, которые сделали на уроках труда уже современные дети, а коллекция глиняных игрушек, которая стоит вместе с историческими крынками и кувшинами, выполнены детьми из класса русской традиционной культуры далёких 90-х.

Предметы с историей

Но все же основная часть коллекции – этнографическая. Начала собирать ее первый руководитель музея Ирина ЧЕРЕМНЫХ. Вместе с единомышленниками она участвовала в экспедициях по горнозаводской зоне региона, по казачьим селам степного юга области. В экспедициях собирали не только предметы крестьянского быта, но и информацию о песнях, обрядах, традициях.

– У каждого предмета, какой ни возьми, есть своя история, – говорит Елена Юрьевна. – Вот эти ножницы принадлежали нашему последнему казачьему атаману Филиппу Ефимову, он вместе со своей снохой шил полушубки из овчины. Я в течение 5 лет ждала, когда нашему музею их подарят. Сейчас еще жив внук атамана, а познакомил нас его правнук Алеша, который у меня учился.

Здесь немало предметов крестьянского быта: камень от жернова, который привезла из одного уральского села педагог школы, подковы, багры, найденные когда-то на реке Белой. А керосиновые лампы с закопченными стеклами хранят следы бытования – это особенно ценно, считают музейщики.

Бережно хранят в музее полотенца из домотканой холстины авторства Анны Желниной из села Кага (ее инициалы вышиты на рушнике над орнаментом). Полотенца имели и ритуальное значение: Елена Докучаева показывает специальную полочку, которую покупал жених в подарок своей невесте. В день свадьбы ее вешали в доме молодоженов над кроватью вместе со специально вытканным полотенцем, которое так и называется «Доброе утро».

– Это наша, горнозаводская культура, крестьян целыми деревнями перевозили сюда, на демидовские заводы, с собой они привозили материальную и духовную культуру. Потом эти традиции сочетались друг с другом и рождали что-то новое, – поясняет хранительница музея.

Много предметов, связанных с изготовлением тканей, например, разного вида прялок. Одна из них привезена из села Вязовка Саратовской области. Солярные знаки, вырезанные на ней, – оберег для хозяйки и ее дома. Такие орнаменты делались и на рубелях – деревянных «утюгах» наших прабабушек. Есть здесь и прялки с колесом, при взгляде на которые вспоминаются слова Пушкина «или дремлешь под жужжанье своего веретена…» Стук крутящегося колеса действительно убаюкивает. Хранится в музее большая коллекция чесалок и гребней для шерсти. Мечта Елены Докучаевой – заполучить в музей мялку для льна. Может, кто подарит?

Есть здесь приспособления для ткачества – берда, старинный ткацкий стан кросна родом из станицы Магнитной. Как и многие другие старинные вещи, его в 1990-х годах заполучила для музея преподаватель истории 64-й школы Лидия ХАБАРОВА. А старинные пяльцы, привезенные из деревни Зигаза, что недалеко Каги, похожи на современные разве что формой. На гвоздики по окружности рамки натягивались нити, а на них с помощью специального челночка выплетались коврики.

– Каждый год я что-нибудь нахожу, – рассказывает Елена Юрьевна. – Мне приносят вещи, порой, казалось бы, простые, но с какой-то своей маленькой историей, и из этого потом рождается экскурсия и даже целая выставка. Про каждую вещь можно много говорить, многие из них уникальные, их больше нигде не найдешь.

Все хранящиеся здесь экспонаты – лишь малая часть того, что было нужно для быта нашим предкам. Но в каждой вещи есть своя душа, и, глядя на них, понимаешь, как любил своих детей отец, сделавший для них вот эту люлечку, как заботился о своей жене муж, тщательно выстругивая коромысло. В коллекции музея коромысла не только наши, русские, но и немецкое, непривычной для нас формы – его делал муж индивидуально для своей жены, по форме ее плеч.

У юных экскурсантов есть возможность испробовать некоторые предметы в деле – например, старинные весы, правда, чаши от них не сохранились, но на их крючках перевисело немало портфелей и пеналов.

Некоторые экспонаты, например светец для лучины или крестьянский костюм – реконструкция, специально созданная для того, чтобы лучше иллюстрировать реалии жизни наших предков.

– Когда я рассказываю детям про крестьянский быт, я говорю: а вот попробуйте теперь убрать из дома всю бытовую технику, электричество, газ, водопровод. Представьте, что вы живете в деревне, и чтобы поесть с утра, нужно встать с петухами, сходить за водой, нарубить дров, замесить тесто, подоить корову, масло сбить, сварить кашу. А одеваться хочешь? Надо лен вырастить, обмолотить, расчесать, спрясть, соткать… Немногие из них хотели бы так жить, – улыбается педагог.

Из истории – в будущее

Есть здесь небольшая выставка, посвященная жизни Верхнеуральска до революции 1917 года, а центром ее стала стеклянная ваза для фруктов. Ее хозяйка еще в начале ХХ века работала кухаркой в дворянской семье в Верхнеуральске. Когда произошла революция, ее хозяева покинули Россию, а перед отъездом подарили эту вазу своей прислуге. Остальные экспонаты были собраны вокруг нее из коллекции музея. Керосиновая лампа, журнал «Нива» и дореволюционные книги, которые читали в богатых семьях. Коробка от конфет привезена из экспедиции по горно-заводской зоне, но такие вполне могли продаваться в одной из верхнеуральских купеческих лавок, которые мы видим на фото за вазой. Пестерь – плетеная из лыка корзина – очень похожий на него стоит в ногах одного из казаков на еще одной фотографии 110-летней давности, изображавшей собравшихся на пикник верхнеуральцев. Многие из них потом погибли в горниле гражданской войны – буквально несколько лет спустя неспешный мир уральских станиц и купеческих городков перевернула революция.

Небольшая экспозиция, посвященная магнитогорским писателям, расположена в кабинете самой Елены Юрьевны. Здесь есть вещи, принадлежавшие поэту Борису Ручьеву (напомним, школа носит его имя). Педагог собирает книги по истории казачества, архитектуре и истории Магнитогорска, русской традиционной культуре региона.

Хранить все эти сокровища непросто – школьный музей не обладает теми возможностями, которые есть у больших государственных музеев, но Елена Юрьевна прилагает к этому все усилия. А главная задача – воспитать интерес к истории своего края у детей. Для своих экскурсий она перечитывает много литературы, находит не только исторические сведения, но и загадки, пословицы про предметы крестьянского быта.

Каждый экспонат может стать «заглавным» для тематической выставки и темой для большой экскурсии, и таких экскурсий в арсенале Елены Докучаевой немало. Например, печатная машинка 1930-х годов, была привезена из Каги. Проведя исследование, Елена Юрьевна узнала, что эту модель собирали беспризорники в Уфе в 30-е гг. Могла такая же машинка быть в то время и в магнитогорском театре, потому она стала центром экспозиции о первых годах театральной жизни нашего города вместе с фотографиями из городского архива, вырезками из «Магнитогорского рабочего» с рекламой спектаклей тех лет, театральным реквизитом.

Отличным фоном для передвижных выставок об истории города стало огромное фото первого паровоза, прибывшего на Магнитострой. Возле него записывают свои доклады и видеоэкскурсии для конкурсов юные краеведы школы 64. Вместе со своим педагогом они написали немало исследовательских работ, все они стали победителями городских и областных краеведческих конкурсов, а, значит, краеведческая традиция найдет новых последователей.

Exit mobile version