Премьеры от виртуозов. В Магнитке состоялся Международный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале

Магнитогорск. Встречи с Юрием Башметом, побывавшим в Магнитогорске в прошлом году, магнитогорская публика ждала с нетерпением.

На этот раз маэстро и его знаменитый струнный ансамбль «Солисты Москвы» выступили под новым брендом. Два концерта в честь открытия Первого международного фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале прошли в Челябинске, и уже из южноуральской столицы музыканты поспешили в наш город.

По словам руководителя Концертного объединения Романа Синицких, плотность этих выступлений была такой, что не давала времени на передышку. Юрий Абрамович не щадя живота своего привык делать все и сразу, не обращая внимание на почти что спартанские условия многочисленных переездов. В этом организация его гастролей существенно отличалась от графика концертов Московского государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана, где хотя бы один день у оркестрантов был свободным от выступлений.

Впервые в Магнитогорске были исполнены «Картины с Востока» Роберта Шумана в авторской версии для струнного оркестра и «Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини» Кузьмы Бодрова. После небольшого вступления на своем любимом альте маэстро энергично приступил к дирижированию ансамблем. Местами он словно перебирал пальцами октаву, попеременно вовлекая в построение гармоничного звукового пространства альтистов, скрипачей и виолончелистов.

В теме Паганини божественно солировали скрипки Андрея Поскробко, Михаила Ашурова, Арины Шевляковой, Ольги Колгатиной, Кирилла Кравцова. Каждому инструменту композитором была отведена сольная партия, и все эти исполнители имели возможность показать виртуозность и индивидуальность своей игры. «Венецианский карнавал» для домры и струнных ансамбль исполнил вместе с прекрасной домристкой Екатериной Мочаловой, с которой коллектив связывает давнее сотрудничество. Благодаря ее мастерству слушатели под чарующий перебор народного струнного инструмента словно проплыли под музыку на гондоле по каналам старинного европейского города.

«Кузьма Бодров – талантливый современный композитор, который написал для меня альтовый концерт, а также красивую музыку к спектаклю “Маленький принц”. “Пять отражений на тему 24-го Каприса” он сочинил специально для одного из фестивалей с нашим участием. Сто процентов, что это произведение в Магнитогорске еще не играли», – отметил Юрий Абрамович во время общения с журналистами.

В том же ключе он высказался и о произведениях второго отделения концерта:

«А кто из ваших зрителей слышал Шумана в оркестровой версии? Я думаю, никто. Квартет Шуберта мало кто вообще в мире так играет, как наши музыканты, несмотря на наличие виртуозных камерных оркестров. Чтобы исполнители с утра до ночи разучивали партитуру в течение месяца – на Западе этого не позволят профсоюзы. Я немного нарушил принципы, играли мы произведение Шуберта без повторов. Десять лет его не было в нашем репертуаре, там бесконечно пиано – пианиссимо, которые усложняют восприятие для неподготовленного слушателя. Кто это огромное произведение слышал в оркестровой версии? Даже позднее произведение Брамса, сыгранное мною на альте, думаю, для ваших слушателей прозвучало впервые. Могу сказать, что программа для магнитогорского концерта (она же прозвучала один раз в Челябинске) определенно отличается своей смелостью».

Маэстро подробно остановился на вопросе составления новых программ и привлечения к ним не только искушенного в музыке слушателя, но и людей, впервые попавших в оперный театр или концертный зал. Как сказал Юрий Абрамович, программа – это прежде всего какая-то идея, а потом уже исполнители. Шесть бранденбургских концертов Баха, например, «Солисты Москвы» играют за один вечер – мало кто может так работать, потому что это очень емко. Есть у них еще один интересный проект в 3D – симфоническая поэма «Остров мертвых» Рахманинова.

Когда-то композитор вдохновился черно-белой репродукцией картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина и написал музыку, сложную для восприятия, но гениальную. Произведение крайне редко исполняется, и для всего концерта его формата, конечно, мало. Поэтому вместе со своими артистами Юрий Башмет стал размышлять: а что, если подсоединить к программе Серебряный век и даже дойти до современности? В результате к участию в проекте был привлечен известный актер театра и кино Константин Хабенский, потом, в новых программах, стихи Маяковского стал читать Михаил Пореченков.

«Облако в штанах» без купюр – не так, как нам преподавали в школе, – звучит отныне под музыку Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Шнитке. Возник новый жанр – фьюжн, и на сегодня в арсенале музыкального коллектива Башмета есть такие постановки, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Маленький принц».

«Есть еще одна сторона. Например, для московского фестиваля «Декабрьские вечера» известная ценительница картин Ирина Антонова договаривается с другими музеями, в том числе и зарубежными, об обмене. И мы получаем произведения изобразительного искусства, принадлежащие, например, кисти импрессионистов. От них мы и отталкиваемся, выстраиваем всю музыкальную программу. Вы сидите в зале – перед вами Ван Гог, мы играем Дебюсси, и так далее. Получается, как в машине времени. Два известных компонента, один неизвестный. Вот недавно мы выступали с Женей Мироновым, он читал письма Ван Гога, здесь мы подбирали музыку чисто эмоционально. Какой в этом смысл? – предвосхищает наш вопрос маэстро. – Вот приходит зритель первый раз в жизни в оперный театр – каким-то ветром его туда занесло, очень далекий от музыки, да еще с детьми. А там непонятно, кто кого любит, не любит, за что убивает – потому что дикция у оперных певцов зачастую никакая. И тут помогает синтез искусств, который мне близок с далекой юности. Я ведь тогда играл на гитаре, это было время «Битлз», а все, что талантливо, меня сразу привлекает. Так вот, если первый раз человек приходит, он получает точный шедевр – оригинальный текст, лучшие эпизоды из этой оперы – увертюры, арии. Что-то приходится выбрасывать, но вместо речитативов оригинальный текст читают прекрасные драматические актеры. И все становится на свои места».

Юрий Абрамович рассказал, как к нему пришла идея сделать оригинальную оперу «Кармен», где есть известная история, Кармен-сюита, которую сочинил Родион Щедрин для Майи Плисецкой – все это объединила музыка. В результате воплощения авторских замыслов на сцене появляется женщина в трех ипостасях – актриса, певица и балерина. При этом сам Хосе (его роль играет Михаил Трухин) находится в психбольнице, он ничего не помнит и не понимает, что случилось. Действие разворачивается совсем с другой стороны, чем мы его привыкли видеть. В результате «Кармен» стала большим и шикарным спектаклем, который с удовольствием воспринимают зрители. 5 ноября, кстати, постановка пройдет в московском «Зарядье».

Об открытии Первого Международного фестиваля на Южном Урале Юрий Башмет отозвался в превосходной степени. Прежде всего он поблагодарил за его организацию министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, по чьей инициативе состоялся такой большой музыкальный праздник, и губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, его поддержавшего.

В России под именем Башмета проходят много музыкальных форумов, и, по словам маэстро, главная их задача – не перемещать один и тот же продукт с места на место, а делать так, чтобы у каждого фестиваля появлялось свое лицо, исполнялись редкие произведения. Например, новое, свежее произведение Бодрова, прозвучавшее в Магнитогорске, «Солисты Москвы» исполняли всего пять раз. Открытие фестиваля в Челябинске тоже надолго запомнится его участникам – синтезом художественного слова и музыки. В исполнении Константина Хабенского там прозвучали отрывки из знаменитой пьесы Камю «Калигула», сюита Сен-Санса «Карнавал животных», обрамленная поэтическим текстом в оригинальном переводе Дмитрия Быкова. На сцене также выступила дочь Юрия Башмета Ксения, талантливая пианистка, имеющая звание лауреата международных конкурсов.

Как пояснил Юрий Абрамович, дочь выступает вместе с ним не часто – раза два в месяц, надолго из столицы отлучаться у нее не получается, потому что в ее семье растут двое детей.

Международный фестиваль Юрия Башмета побывает еще в Снежинске, где уже открыта образовательная академия. В течение сезона там будут появляться московские профессора и работать с детьми. Через год к фестивальной программе, если будет возможность и время, маэстро подключит своих зарубежных коллег и друзей-музыкантов, которых у него немало. Юрий Абрамович пообещал на следующий год большое разнообразие инструментов и жанров, среди которых будут джаз и народная музыка. На примете есть две китаянки, прекрасно играющие на народном инструменте с длинным грифом пипа (типа лютни). Свое предложение внести в программу будущего фестиваля довольно редко исполняемые произведения Джованни Перголези и соединить усилия «Солистов Москвы» и нашего симфонического оркестра внесла руководитель Магнитогорской капеллы имени Эйдинова Надежда Иванова. Однажды ее коллектив уже выступал с ансамблем Юрия Башмета в Екатеринбурге, магнитогорский дирижер надеется еще на один совместный концерт.

Начальник управления культуры Татьяна Данилова и директор Концертного объединения Роман Синицких, в свою очередь, обсудили с Юрием Башметом возможность привезти в Магнитогорск спектакль «Маленький принц» и устроить мастер-классы для детей от самого маэстро или артистов ансамбля «Солисты Москвы». Юрий Абрамович сделал ремарку, что сам он прослушивает детей в основном при наборе в свой юношеский оркестр, а вот мастер-классы вполне возможны. Тем более уже наработан опыт в образовательных центрах, открытых им в Ростове-на-Дону, Ярославле и Екатеринбурге. Юрий Абрамович подтвердил, что договоренности о проведении Международного фестиваля на Южном Урале в будущем году уже есть, А потому магнитогорцы смогут снова встретиться с любимым коллективом и прекрасной музыкой, достоинства которой виртуозы так умело открывают для широкой публики.

Exit mobile version