Магнитогорск. Встречи с Юрием Башметом, побывавшим в Магнитогорске в прошлом году, магнитогорская публика ждала с нетерпением.
На этот раз маэстро и его знаменитый струнный ансамбль «Солисты Москвы» выступили под новым брендом. Два концерта в честь открытия Первого международного фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале прошли в Челябинске, и уже из южноуральской столицы музыканты поспешили в наш город.
По словам руководителя Концертного объединения Романа Синицких, плотность этих выступлений была такой, что не давала времени на передышку. Юрий Абрамович не щадя живота своего привык делать все и сразу, не обращая внимание на почти что спартанские условия многочисленных переездов. В этом организация его гастролей существенно отличалась от графика концертов Московского государственного симфонического оркестра под управлением Павла Когана, где хотя бы один день у оркестрантов был свободным от выступлений.
Впервые в Магнитогорске были исполнены «Картины с Востока» Роберта Шумана в авторской версии для струнного оркестра и «Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини» Кузьмы Бодрова. После небольшого вступления на своем любимом альте маэстро энергично приступил к дирижированию ансамблем. Местами он словно перебирал пальцами октаву, попеременно вовлекая в построение гармоничного звукового пространства альтистов, скрипачей и виолончелистов.
В теме Паганини божественно солировали скрипки Андрея Поскробко, Михаила Ашурова, Арины Шевляковой, Ольги Колгатиной, Кирилла Кравцова. Каждому инструменту композитором была отведена сольная партия, и все эти исполнители имели возможность показать виртуозность и индивидуальность своей игры. «Венецианский карнавал» для домры и струнных ансамбль исполнил вместе с прекрасной домристкой Екатериной Мочаловой, с которой коллектив связывает давнее сотрудничество. Благодаря ее мастерству слушатели под чарующий перебор народного струнного инструмента словно проплыли под музыку на гондоле по каналам старинного европейского города.
В том же ключе он высказался и о произведениях второго отделения концерта:
Маэстро подробно остановился на вопросе составления новых программ и привлечения к ним не только искушенного в музыке слушателя, но и людей, впервые попавших в оперный театр или концертный зал. Как сказал Юрий Абрамович, программа – это прежде всего какая-то идея, а потом уже исполнители. Шесть бранденбургских концертов Баха, например, «Солисты Москвы» играют за один вечер – мало кто может так работать, потому что это очень емко. Есть у них еще один интересный проект в 3D – симфоническая поэма «Остров мертвых» Рахманинова.
Когда-то композитор вдохновился черно-белой репродукцией картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина и написал музыку, сложную для восприятия, но гениальную. Произведение крайне редко исполняется, и для всего концерта его формата, конечно, мало. Поэтому вместе со своими артистами Юрий Башмет стал размышлять: а что, если подсоединить к программе Серебряный век и даже дойти до современности? В результате к участию в проекте был привлечен известный актер театра и кино Константин Хабенский, потом, в новых программах, стихи Маяковского стал читать Михаил Пореченков.
«Облако в штанах» без купюр – не так, как нам преподавали в школе, – звучит отныне под музыку Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Шнитке. Возник новый жанр – фьюжн, и на сегодня в арсенале музыкального коллектива Башмета есть такие постановки, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Маленький принц».
Юрий Абрамович рассказал, как к нему пришла идея сделать оригинальную оперу «Кармен», где есть известная история, Кармен-сюита, которую сочинил Родион Щедрин для Майи Плисецкой – все это объединила музыка. В результате воплощения авторских замыслов на сцене появляется женщина в трех ипостасях – актриса, певица и балерина. При этом сам Хосе (его роль играет Михаил Трухин) находится в психбольнице, он ничего не помнит и не понимает, что случилось. Действие разворачивается совсем с другой стороны, чем мы его привыкли видеть. В результате «Кармен» стала большим и шикарным спектаклем, который с удовольствием воспринимают зрители. 5 ноября, кстати, постановка пройдет в московском «Зарядье».
Об открытии Первого Международного фестиваля на Южном Урале Юрий Башмет отозвался в превосходной степени. Прежде всего он поблагодарил за его организацию министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, по чьей инициативе состоялся такой большой музыкальный праздник, и губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, его поддержавшего.
В России под именем Башмета проходят много музыкальных форумов, и, по словам маэстро, главная их задача – не перемещать один и тот же продукт с места на место, а делать так, чтобы у каждого фестиваля появлялось свое лицо, исполнялись редкие произведения. Например, новое, свежее произведение Бодрова, прозвучавшее в Магнитогорске, «Солисты Москвы» исполняли всего пять раз. Открытие фестиваля в Челябинске тоже надолго запомнится его участникам – синтезом художественного слова и музыки. В исполнении Константина Хабенского там прозвучали отрывки из знаменитой пьесы Камю «Калигула», сюита Сен-Санса «Карнавал животных», обрамленная поэтическим текстом в оригинальном переводе Дмитрия Быкова. На сцене также выступила дочь Юрия Башмета Ксения, талантливая пианистка, имеющая звание лауреата международных конкурсов.
Как пояснил Юрий Абрамович, дочь выступает вместе с ним не часто – раза два в месяц, надолго из столицы отлучаться у нее не получается, потому что в ее семье растут двое детей.
Международный фестиваль Юрия Башмета побывает еще в Снежинске, где уже открыта образовательная академия. В течение сезона там будут появляться московские профессора и работать с детьми. Через год к фестивальной программе, если будет возможность и время, маэстро подключит своих зарубежных коллег и друзей-музыкантов, которых у него немало. Юрий Абрамович пообещал на следующий год большое разнообразие инструментов и жанров, среди которых будут джаз и народная музыка. На примете есть две китаянки, прекрасно играющие на народном инструменте с длинным грифом пипа (типа лютни). Свое предложение внести в программу будущего фестиваля довольно редко исполняемые произведения Джованни Перголези и соединить усилия «Солистов Москвы» и нашего симфонического оркестра внесла руководитель Магнитогорской капеллы имени Эйдинова Надежда Иванова. Однажды ее коллектив уже выступал с ансамблем Юрия Башмета в Екатеринбурге, магнитогорский дирижер надеется еще на один совместный концерт.
Начальник управления культуры Татьяна Данилова и директор Концертного объединения Роман Синицких, в свою очередь, обсудили с Юрием Башметом возможность привезти в Магнитогорск спектакль «Маленький принц» и устроить мастер-классы для детей от самого маэстро или артистов ансамбля «Солисты Москвы». Юрий Абрамович сделал ремарку, что сам он прослушивает детей в основном при наборе в свой юношеский оркестр, а вот мастер-классы вполне возможны. Тем более уже наработан опыт в образовательных центрах, открытых им в Ростове-на-Дону, Ярославле и Екатеринбурге. Юрий Абрамович подтвердил, что договоренности о проведении Международного фестиваля на Южном Урале в будущем году уже есть, А потому магнитогорцы смогут снова встретиться с любимым коллективом и прекрасной музыкой, достоинства которой виртуозы так умело открывают для широкой публики.
Фото автора