На форуме представлена обширная образовательная программа от экспертов мира театрального искусства. В дни фестиваля проходят тренинги, семинары, лекции, творческие встречи, консультации для представителей всех театральных профессий.
С директорами, художественными руководителями, режиссерами, завлитами, техническими специалистами встретился на площадке Магнитогорского концертного объединения Артем АНАНЬЕВ – композитор, пианист, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории имени Чайковского, доцент Кафедры композиции, член Союза композиторов России. Артем Николаевич – ученик Тихона Хренникова. Темой встречи стали «Формы взаимодействия композитора в театральной индустрии: от творческой идеи к проектной реализации».
Тон встрече задал художественный руководитель Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почета» русского драматического театра заслуженный артист России Александр РОСТОВ:
– Музыка к спектаклю не должна иметь «служебное» значение. Сейчас, в эпоху мюзиклов, драматические театры все чаще обращаются к жанру музыкального спектакля, и часто работа с композитором выстроена напрямую, например, как у нашего театра с Кимом БРЕЙТБУРГОМ. Сегодняшняя встреча для нас имеет огромное значение, поскольку композитор в драматическом театре приобретает все большее, даже глобальное значение. Происходит поиск ярких выразительных форм, современных адаптаций, попытка сблизиться с молодым поколением, использовать музыку для философского осмысления. Но к этому драматический театр не всегда готов, потому что артистов, хорошо владеющих вокальным мастерством, у нас мало, как правило, это уникальные таланты.
«Музыкализация» драматического театра показала некоторое несоответствие уровня преподавания вокального мастерства в театральных учебных заведениях потребностям современного театра, – отметил худрук из Мариуполя. Хотя в целом обучение драматических артистов имеет совершенно иную специфику, нежели подготовка артистов музыкального театра.
В драмтеатре композитор – часть постановочной команды, но сегодня это очень важная ее часть, и он вправе обидеться, если в афише ему приписали лишь «музыкальное оформление» спектакля. С этой точки зрения важную роль играет принятый недавно профессиональный стандарт композитора, о котором рассказал Артем Ананьев. Как ни странно, до 2021 года в России, как таковой, не существовало профессии композитора. Таких специалистов выпускали по специальности «композиция», но композитор не мог никуда трудоустроиться. В советский период важным было членство в Союзе композиторов, поскольку в этой организации делали запись в трудовой книжке. Композиторы имели возможность работать в домах творчества, все созданные сочинения приобретало у них Министерство культуры СССР, они издавались и находили своих исполнителей.
В перечень трудовых функций композитора по вновь созданному стандарту входит не только создание оригинальных произведений для самых разных учреждений, мероприятий, аудиовизуальных продуктов, но и, что немаловажно, создание транскрипций – аранжировок, инструментовок, переложений музыкальных произведений, в результате чего получаются так называемые «производные произведения».
У руководителей драматических театров сегодня появилась возможность расширить штатное расписание и принять на работу композитора, – уже не музыкальным руководителем или музыкальным редактором. И на законных основаниях указать эту должность в афише. Работа композитора сегодня – неотъемлемая часть сценического произведения. И представитель этой профессии, по мнению Артема Ананьева, в ходе подготовки спектакля должен общаться не только с режиссером, но и с художниками по костюмам, по свету – переломные моменты постановки могут сопровождаться не только световыми, но и музыкальными акцентами. Композитор должен владеть навыками звукорежиссуры. А еще собственный композитор в театре хорош тем, что знает вокальные возможности артистов родной труппы. И таким образом как раз можно решить проблему уровня вокального мастерства артистов.
– Композитор профессионал лишь в том случае, если он пишет «удобно», – убежден Артем Николаевич. – Можно написать песню «для напевания» драматического актера, и это должно выглядеть так, как будто это самый что ни на есть профессиональный вокалист. Поэтому композитор должен всегда находиться в живом общении с постановочной группой, труппой. Он может порепетировать с актером, поучить его, как ноту брать или чему-то еще. Работа композитора – не только в написании музыки, но и в организации ее исполнения.
Осветил эксперт фестиваля и ряд важных аспектов защиты авторского права, связанных с композиторским трудом – в этом смысле театрам проще сотрудничать с музыкантами, предоставляющими нотный материал своих произведений.
Встреча имела и вполне прикладное значение – участники фестиваля обрели творческий контакт с театральным композитором, к тому же педагогом композиторской «кузницы кадров», что способно вывести на новый музыкальный уровень театральные постановки театров малых городов. Была намечена и новая встреча Артема Ананьева с театральными деятелями различных регионов России.
О постановке одного из участников фестиваля – Минусинского драматического театра, читайте в нашем материале.
Фото автора