Талантливый подросток Артур АЛДЕЕВ создает картины в очень редкой и удивительной технике – пластилиновая живопись. Все его произведения поражают детальной проработкой и глубиной сюжета. Глядя на работы мальчика – начинающего художника, не остается сомнений в том, что ментальные особенности не ограничивают таланты особенных людей.
Выставка «Мой волшебный взгляд на мир», которая открылась в стенах Детской художественной школы по улице Сталеваров 26/1, уже четвертая в творчестве 15-летнего Артура. Если предыдущие его экспозиции в основном состояли из пластилиновой живописи, то на этот раз автор представил акварельные работы и керамические изделия. На открытии собрались поклонники творчества юного художника, друзья семьи, педагоги и ученики художественной школы.
Лепить раньше, чем говорить
Мама Артура, она же его главный наставник и ценитель Гульнар КАДЫРОВА объяснила, что этой выставкой хотелось привлечь внимание общественности к теме особенных детей и взрослых, которые могут быть исключительно таланливы. И творчество Артура, у которого имеется диагноз «аутизм», тому яркий и впечатляющий пример.
– Люди с расстройством аутистического спектра часто испытывают большие трудности в общении и социализации. Им очень сложно находиться в среде сверстников и взрослых людей. То, что для обычного ребенка является простым, например, пойти на детскую площадку и подружиться с другими ребятами, для особенных детей – очень сложно, – рассказала на открытии выставки Гульнар. – Чтобы эти дети могли общаться, дружить, взаимодействовать, нужно создавать специальные образовательные условия. В настоящее время в нашем городе в 20 школе – обычной общеобразовательной, открылся новый проект – «Ресурсный класс». В нем обучается пять детей с расстройствами аутистического спектра. Для них созданы специальные условия. Я работаю педагогом в этом классе. Мы заканчиваем первый учебный год и видим, как наши дети прекрасно социализировались. Они могут посещать обычные занятия на уроках музыки, рисования, физической культуры. И я хочу сказать, что творчество помогает ребятам успешно взаимодействовать со сверстниками.
Именно тягу к творчеству в свое время заметила Гульнар у малыша Артура. В два года, еще не умея говорить, мальчик вылепливал из пластилина изумительных крохотных солдатиков. Лепка – стала у Артура способом общения с миром, рассказала его мама. Любовь к пластилину переросла в творческое увлечение, которое и проложило дорогу в мир искусства.
От впечатления до картины
Экскурсию по своей новой выставке провел сам Артур. Начал он с акварельных зарисовок, которые написал под впечатлением от путешествия в северную столицу России – Санкт-Петербург, под руководством Николая ЧЕБАН, члена Союза художников России.
– Особенно мне понравился, конечно, Исаакиевский собор, – подойдя к одной из своих работ, сказал Артур. – Там очень красивый сад и много разной архитектуры.
– Еще я был в Эрмитаже, Зимнем дворце, Петергофе, – перечислил художник, переходя к другим своим работам.
Большой интерес у учеников художественной школы все же вызвали пластилиновые работы.
– Эта картина называется «Тайна третьей планеты», а это – «Счастье» – указал мальчик на очередное свое пластилиновое творение с яркими розовыми фламинго. Причем сама картина уже не принадлежит Артуру, она изначально создавалась в подарок.
Художник подошел к следующему своему произведению – «Хроники Нарнии». Он недавно прочел одну из книг известного ирландского писателя Клайва ЛЬЮИСА и очень вдохновился этой историей. И под впечатлением тут же родилась новая пластилиновая «фантазия».
Еще одно творение – «Моисей. Переход через красное море». Здесь далеко не детский сюжет.
На выставке также представили и объемные пластилиновые фигуры – разнообразные роботы, проработанные до мельчайших деталей. Одного из них мальчик изготовил специально для мастер-класса для младшеклассников. Провести такой урок Артура уже не в первый раз пригласила учитель ИЗО школы №20 Ирина БАТРАЕВА. Она рассказала, что подросток быстро нашел общий язык с младшими школьниками:
– Справился он замечательно. Артур не только объяснял, но и демонстрировал свои работы. А они очень интересные. Ребята сразу же захотели их повторить. В том году вместе лепили замечательную птичку, в этом году – роботов. Со мной они, возможно, бы и не сделали таких роботов, а с Артуром – получилось, – добавила педагог.
Пробует свои силы будущий скульптор и в керамике. На другом стенде – работы из этого непростого материала. Ваза, барельеф с драконом, кот, свернувшийся клубком с забавным названием «Просто кот». Кстати, мурлыка вылеплен с натуры, моделью выступал домашний питомец по имени Мартин Лютер.
– Мартин не получился, – покачал головой Артур. – Наш весь пухлый, пушистый, хвост трубой. А у меня вышел худой какой-то. Поэтому и назвали «Просто кот». Но позу я его передал.
На вопрос, как находит темы для своих керамических работ, парень не задумываясь тут же ответил:
– У меня же очень богатое воображение, я всегда делаю то, что мне нравится!
С керамикой Артур работает всего второй год под руководством педагога Марии КОСТЫРЕВОЙ. Ей все же удалось подружить талантливого мальчика с глиной, которая существенно отличается от привычного ему пластилина. При этом педагог призналась, что работать с особенным ребенком ей довелось впервые.
– Это очень важный опыт и для меня самой, и для окружающих детей, – рассказала она. – Артур очень добрый, с потрясающим чувством юмора, иногда так шутит, что я потом умираю со смеху. Я часто говорю, что этот мир очень многогранный и он создан для совершенно разных людей, которые должны быть в нем счастливы.
Педагог добавила, что подвести всех под одну гребенку, невозможно. Поэтому призвала собравшихся на выставку детей художественной школы относиться к особенным людям с добротой и терпением.
– Они классные, они разнообразные, – заметила она. – Артур очень хорошо освоил многие достаточно сложные техники. У него безумный интерес к различным материалам. Я даже совсем недавно узнала, что Артур начал писать акварелью, и это замечательно. Приятно работать с таким учеником, и надеюсь на дальнейшие его успехи.
Самая любимая
Среди прочих картин в технике пластилиновой живописи на выставке представлена одна, особенно дорогая не только самому Артуру, но и благотворительному фонду «Отзовись», оказывающему помощь онкобольным детям. Именно это произведение мальчик подарил организации. Произведение создано по мотивам известного советского мультфильма «Умка». На картинке изображен сам белый медвежонок и с десяток забавных пингвинов. Когда-то при создании картины Артур подумывал сделать жителей Антарктиды грустными, но потом решил изменить характер полотна, потому что Умка приехал в гости с большим сундуком подарков.
Преподнося свой презент, одаренный парень пожелал фонду «Отзовись» столько же добрых друзей – благотворителей – сколько пингвинов на белом континенте.
– Мы очень гордимся, что эта картина теперь украшает офис нашего фонда, – поделилась директор благотворительного фонда «Отзовись» Елена ОСТРОВСКАЯ. – Всем ее показываем, рассказываем, что есть талантливые дети, которые могут создавать такие произведения. Было очень трогательно, когда Артур вручил нам ее, мы так радовались этому подарку.
Елена Островская отметила, что успехи Артура – это большая заслуга его мамы Гульнар, которая сделала максимум из того, что могла дать сыну для его полноценного развития и стимулирования его таланта:
– Мама, конечно, чудесная! У нее огромное желание дать своему ребенку путевку в жизнь, чтобы он плыл самостоятельно. И Артур, конечно же, молодец. Когда я его первый раз увидела – это был маленький мальчик, а сейчас – это замечательный молодой человек, красивый, взрослый, состоятельный. Артура мы всегда приводим в пример детям, которые хотят чего-то достигать, учится, бороться.
Будущая профессия
Сама Гульнар рассказала, что уже раздумывают о дальнейшем будущем Артура, которое, безусловно, будет связано с искусством. Пока в ближайших планах – уроки классического рисунка.
– Я уже разговаривала с преподавателями, возможно, в следующем году Артур сможет взять уроки классического рисунка, например, по написанию натюрморта, у него пока нет такого навыка. И в дальнейшем, если он хочет связать свою жизнь с искусством, попробовали бы поступить в какой-то художественный колледж или лицей. В Екатеринбурге есть очень известное старейшее художественное училище имени Ивана Дмитриевича ШАДРА. Хотя сам Артур, конечно, хочет в Санкт-Петербург, ему там очень понравилось, – поделилась планами Гульнар.
То, что парень сможет поступить – не вызывает сомнения. Работу Артура «Умка в гостях в Антарктиде» уже оценили в Санкт-Петербурге на известном конкурсе «Палитра талантов», где судьями выступали именитые художники. Эта картина стала лауреатом первой степени, и теперь изображение самой работы будет представлено в выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников России.
Гости, приглашенные на выставку, признались, глядя на его работы, что если бы не было указано об особенностях юного художника, то это никому бы не пришло в голову.
– Это моя инициатива, – призналась мама художника. – Я могла бы не говорить об этом, но я это делаю, чтобы люди больше знали о такой проблеме. Особенные дети могут учиться, им просто нужно создать специальные образовательные условия. Нужно подготовить педагогов, чтобы они не боялись особенностей этих детей, чтобы помогали. Им очень важно находиться в коллективе, в учебной среде. Особенный ребенок получает намного больше социального опыта взаимодействия, чем когда просто находится дома на домашнем обучении, там нет развития. Шанс, что ребенок после домашнего обучения сможет трудоустроиться, нулевой. А вот у детей, которые посещают ресурсный класс, этот шанс увеличивается во много раз. Особенно, если родители поддерживают эту деятельность, они посещают художественную, музыкальную школы, спортивные секции. Эти три направления являются хорошими рычагами помощи родителям именно в социализации особенных детей.
PS: Выставку Артура можно посетить до конца мая в рабочие дни с 14:00-18:00.
Фото Динара ВОРОНЦОВА; видео предоставлено героями материала