В Магнитогорске живёт коллекционер ретро-техники, оружия и формы времён ВОВ Владимир Сергин. Вместе с товарищами он ежегодно участвует в Параде Победы, процессией они проезжают на мотоциклах, которые будто только-только вернулись из боя – выглядит очень антуражно.
“МР-инфо” решил пообщаться с реконструктором и взглянуть коллекцию во всём её масштабе своими глазами.
Музей в гараже
Мини-музей расположился в гараже Владимира Сергина. Открывая дверь, попадаешь словно бы в другой мир. Чего тут только нет! Четыре мотоцикла, включая легендарный “М-72”, зенитный пулемёт вместе с прицепом весом в 100 килограммов, подвешенные под потолком, стена, сплошь “задраппированная” рядами плащей, гимнастёрок и фуражек, тщательно воссозданных до мельчайших деталей…
Коллекция собиралась постепенно, с любовью и знанием дела, некоторые из вещей совершили целое путешествие, прежде чем попасть сюда. У каждого из “экспонатов” – своя интересная история, достойная рассказа, объяснил заглянувшему в гости журналисту реконструктор.
“Всё это шилось и собиралось годами. Там – погоны, тут – пуговицы заказали в интернете. Кто-то фуражки подарил, где-то запчасть лежала никому ненужная…” – отметил Владимир Сергин.
Увлечение оружием и техникой возникло как-то само собой со школьных лет и осталось до самой пенсии.
“У каждого человека своё хобби, у меня вот такое. Почему-то музыкальная школа не впечатлила, хотя мне говорили, что у меня есть способности. Умею рисовать. Но почему-то меня интересует только механика. Я окончил ВУЗ на соответствующую специальность. Мне интересно взаимодействие узлов, механизмов, интересно, как это всё работает. Почему оружие? Потому что, можно сказать, “запретный плод” привлекает. А другой фактор – само по себе оружие это очень важный предмет для человечества и государства. Оно три функции выполняет: нападение, защита, сдерживание – если у меня и моего противника примерно одинаковое по уровню оружие, то мы не будем нападать друг на друга, мы будем договариваться. Кроме того, оружие лично для меня – это возможность прикоснуться к гению его разработчика. Того же Калашникова. Можно разобрать, изучать каждую деталь, мысленно проходить по конструкторским исканиям. Почему эту деталь так сделали? На каком станке? Оружие – это всегда результат модернизации. Принимаемое на вооружение, оно проходит испытания и отбор и является на момент принятия самым лучшим. А когда в школах выставки проводим, детей это очень интересует, потому что они видели такое только в фильмах и музеях, где прикоснуться к военной технике нельзя. Это разрушительная вещь, злой и беспощадный джин, который выпускается простым нажатием на крючок. Подержать эту силищу в руках – бесценно. Интересно приметиться, попредставлять – ну, все же в “войнушку” в детстве играли. Прикосновение к истории – оно тоже бесценно”, – объяснил магнитогорский реконструктор.
Всё оружие, разумеется, учтено экспертами, не способно стрелять огнестрельными патронами и не бывало в реальных боевых действиях – по этическим соображениям, побывавшие на поле боя орудия не идут в продажу.
Огромное внимание к себе, что неудивительно, привлекают военные мотоциклы. Один из них занимает особое место.
“Самая моя главная изюминка в коллекции – мотоцикл “М-72″ 1954-го года, таких ещё не было в свободной продаже. Это армейский вариант. Мне сказали, что он служил в Чебаркуле, числился в военной части. Мотоцикл в его родной болотно-зелёной окраске должны были списать в утиль. Но кто-то, наверное, нарушил инструкции и оставил его. Чудом мотоцикл у кого-то в селе Челябинской области оказался. Пришлось выкупить. С ним работа интересная была – я ему восстановил трансмиссию, двигатель, а по внешней части просто покрыл лаком, оставив ту патину, которая на нём была. Болты специально искал с ржавчиной, не оцинкованные, чтобы не блестели. Местами пришлось подкрашивать, а кое-где – подделать ржавчину. Брезент выцветший на нём, колёса – состаренные. Мотоцикл как будто вчера вернулся из боя. Но он надёжный, соответствует всем техническим характеристикам и проходит техосмотр, потому что и фары горят, и всё работает. Правда, горят они неэффективно. В середине 20-го века такое освещение считалось достаточным, а сейчас, конечно, без слёз не взглянешь на это 6-вольтовое оборудование…” – рассказал Владимир Алексеевич.
Раньше достать тяжёлый мотоцикл было настоящим приключением, ведь до 60-х годов их не продавали. На тяжёлых моделях ездили военные, милиция, иногда – пожарные. Потом их разрешили – выдавали по талонам в сельские районы и передовикам. Также много военной техники просто переплавили. Оставить хотя бы десятую часть того, что везли на переплавку в Магнитогорск – и в городе создали бы прекрасный музей военной техники, не хуже, чем в Пышме или Екатеринбурге, выразил уверенность Владимир Сергин.
Не всё то золото…
Два гражданских “М-72” и один “Урал” собирались из металлолома со штрафных стоянок – глянцевые, нарядные, парадные, ещё не принявшие военный облик. При этом разворачивалась целая спасательная операция.
Неоценимую помощь в этом деле оказали знакомые. А их, когда начинаешь заниматься реконструкцией, появляется очень много.
“У меня были связи на штрафстоянках. Товарищи подсказывали, что в металлолом сдали такой-то мотоцикл, на базаре такая-то деталь появилась… Я бросал все дела, договаривался, менялся, выкупал, – вспомнил наш собеседник. – Я знал, что мотоциклы, которые со стоянок не забираются, будут просто переплавлены. Их надо спасать. Вот например, “М-72” года 1960-го, гражданский вариант – это была такая кляча, его привезли в прицепе со штрафстоянки. Занимался им около полугода. В “доноры” много мотоциклов, от которых запчасти брал, уходило. Что-то по интернету находил. Каким-то чудом я восстановил где-то около 9 единиц. Но все они в гараж ко мне не влезли бы, поэтому приходилось продавать или менять на что-то другое. Мои мотоциклы купили в Стерлитамак – исключительно для участия в Параде. С пулемётами ездят теперь, людей радуют”.
Мы полюбопытствовали, как придавался мотоциклам нужный внешний вид.
“Крупные детали не заменить – иначе мотоцикл потеряет вид, – разъяснил Владимир Алексеевич. – А маленькие я менял на ретро-образцы. Скажем, есть фара современная – а есть годов 60-х. По креплению они подходят, рефлектор и лампа одинаковые, поэтому я поставлю старенькую, у неё форма каплевидная. Ставлю какую-то светомаскировку – небольшая деталь, а меняет всю картину. Некоторые хромированные детали закрашивал, чтобы состарить. Обвесил мотоциклы ящиками, шанцевым инструментом – топорами, лопатами. Ну и, разумеется, цвет. Я много экспериментировал с цветами: голубой, белый. Они все приходящие и уходящие, как мода, чего не скажешь о военном. “Урал” 1992 года я просто “добил” – цвет изменил, запчасти подходящие добавил, светомаскировку на фары поставил, ящики, топор, лопата – и вдруг он превратился, скажем так, в военный мотоцикл”.
В реконструкции выручали не только товарищи, но и смекалка. Нужные детали нередко находились на барахолке на Левом берегу – те же 6-вольтовые лампы. Каждое воскресенье, собирая мотоцикл, Владимир Сергин устраивал целенаправленный поход на базар. Закупить всё необходимое в интернете (например, Китай выпускает новодельные ретро-аксессуары и запчасти) не представлялось возможным – для реконструктора-энтузиаста это вышло бы слишком дорого. Не везде Владимир Сергин строго следовал чертежам, ведь иначе стоимость даже одного мотоцикла вышла бы запредельной. Главное – общее впечатление. К слову, и голливудские режиссёры отклоняются от строгих правил.
“Недавно я посмотрел “Спасти рядового Райана повнимательнее. В конце фильма стоит немецкий мотоцикл, я рассмотрел его – оказалось, “Голливуд” взял наш отечественный”Урал”, покрасил его серым цветом и немного погнул детали”, – ввёл в курс дела магнитогорский реконструктор.
Какой военный мотоцикл без пулемёта? Например, Владимир Сергин собрал пулемёт Браунинга по фотографии. Смотрится красиво, и собрать его было нетрудно за счёт круглых и прямоугольных форм. Главное, отметил наш собеседник, чтобы не было фрезерованных деталей.
Не у каждого есть
Гордость магнитогорского реконструктора – пулемёт Максима, самый дорогой в коллекции. Его Владимир Сергин купил в 2015 году, даже взял кредит на 100 000 рублей в тайне от жены – по тем годам солидная сумма. Не в каждом клубе реконструкции есть этот образец.
“Это самый переусложнённый пулемёт. Он запатентован в 1883 году, и не сразу на него обратили внимание, ведь в пересчёте на нашу валюту по курсу золота он стоил тогда 6 миллионов рублей. Сейчас можно танк на эти деньги купить, а тогда столько стоил пулемет. После покупки лицензии наши инженеры внесли туда море изменений, цена снизилась до 3 миллионов. И в гражданскую, и в Первую, и во Вторую мировую с ним воевали. В своё время пулемёт Максима был лучшим, но в начале XX века от него начинали уже плакать”.
Зенитный пулемёт вместе с прицепом подвешен под потолком “мини-музея”. Он тоже стал одной из изюминок коллекции реконструктора.
“Эта установка весила 60 килограммов, она стояла на танке, который раньше был в ДОСААФе, а теперь находится у Дома пионеров – самый тяжелый, самый бронированный танк, 60-х годов. Товарищи мне помогли – сняли установку, так как она не была приварена, а закреплена на закисших болтах, и подарили мне. Я понял, что это вещь уникальная и дорогая, в металлолом её сдать нельзя, достать и купить невозможно. У меня как раз была творческая пауза, я искал чем заняться – а тут такой подарок. Очень рад, что эта установка попала мне в руки. Я начал в интернете искать фотографии, размеры, габариты – всё, что мне было надо я нашёл и распечатал для наглядности. И начал собирать. Где-то водопроводную трубу пришлось прикупить, где-то – металлический лист, но в основном в ход шёл металлолом. Можно было где-то целый фрагмент болгаркой отрезать, обработать его и, разумеется, покрасить. На каком-то этапе я понял, что лучше всего в пулемёт вставить систему газшутинга, потому что затраты небольшие, а если сразу этого не сделать, то потом внедрить её будет уже просто катастрофически невозможно. Это делается на этапе проектирования и сборки. Всё получилось, но вместе со станком вес пулемёта вышел около 100 килограммов. Дальше пришлось делать прицеп под него. Позже меня с пулемётом приглашали страйкболисты для звукового сопровождения. В горах очень эффектное эхо раздаётся. Всем понравилось”, – отметил Владимир Алексеевич.
“На нём – защитна гимнастёрка…”
Военной формы у Владимира Сергина – тоже в достатке. Как минимум, 21 человека можно одеть, пусть и не все комплекты полные. Фаворитом реконструктора стала форма 1943 года со стоячим воротничком.
“У меня несколько полных комплектов этой формы, плюсом я надел на неё муляжи медалей и орденов. Год назад мне подарили повседневную форму рядового советской армии 70-90 годов. Пришлось заказывать погоны, петлички, пуговички со звёздочками”.
Когда надо воссоздать форму – столкнёшься со всеми трудностями, отметил Владимир Сергин. Тут и пуговицы нужны строго определённые, и ткань, которую продают только большими рулонами… Новодельное купить порой проще – но это не всегда соответствует виденью реконструктора и поставленным задачам.
“Однажды покупал фуфайку песочного цвета. Армейская ткань нужной диагонали, конечно, грязненькая… Я готов был и 300 рублей за неё отдать, но попросили 50 – это меня конечно порадовало”.
Коллекция постепенно пополняется.
Придать нужный импульс
Зародившееся в школе хобби сохранилось на долгие-долгие годы. Владимир Сергин сейчас на пенсии, и брать что-то новое из оружия или транспорта не планирует.
“Этого вполне хватает, чтобы удивить детей. Тот этап, когда я гладил технику и всё время держал в руках, уже прошёл. Возможно, кому-то военная техника придаст нужный импульс. Лет 10-15 назад была информация – школьник запатентовал огнестрельное оружие, только консультируясь и присылая чертежи. И он получил патент на безгильзовый автомат. Калашников ему руку пожимал. Помимо оружия здесь есть сопутствующие направления: химия – разработка нового пороха, металлургия. Тем более сейчас уже вовсю применяется 3D-проектирование, можно уже на принтерах всё печатать, детали становятся сложнее, – сказал наш собеседник. – Я буду рад, если после выставок дети получат правильный вектор, импульс по направлению химии, металлургии, медицины, военной службы”.
Фото Динара ВОРОНЦОВА, из архива Владимира СЕРГИНА