Арии и песни исполняли на русском, итальянском, китайском и казахском языках. Это удалось сделать благодаря интернациональному составу участников, среди которых, кроме солистов ведущих российских театров, были певцы из Китая и Казахстана.
Ведущий солист «Астана опера» заслуженный деятель культуры Казахстана Медет ЧОТАБАЕВ (тенор), покоривший многие сцены мира и завоевавший победы престижных международных конкурсов, ранее исполнил в нынешней фестивальной «Травиате» партию Альфреда. Солист отметил душевный прием магнитогорской публики и поделился радостью от возможности выступить на одной сцене с другими замечательными артистами, собравшимися на фестиваль. В гала-концерте Медет Чотабаев, кроме традиционной оперной программы, исполнял песню казахского поэта, композитора и мыслителя Абая Кунанбаева о красоте родной земли. Бабушка Медета со стороны матери была из рода Абая, родилась с ним в одном ауле. Поэтому творчество этого деятеля культуры очень близко Медету. И пусть подавляющее большинство зрителей «Вива оперы» не были знакомы с казахским языком, солист перед концертом был уверен:
– Думаю, что зрители услышат в музыке нотки нашей степи, почувствуют ее красоту, и концерт принесет им много радости и вдохновения.
Китайский тенор Ян Пу, выпускник шанхайской консерватории, лауреат международных конкурсов и заместитель генерального секретаря отделения музыкантов Союза китайских художников и музыкантов, почетный солист симфонического оркестра города Чанцзи, ныне повышает профессиональный уровень в московской консерватории, обучаясь в классе народного артиста России Юрия ГРИГОРЬЕВА.
В концерте, кроме сочинений привычного нашему зрителю оперного репертуара, Ян Пу представил также лирическую арию комиссара из оперы современного китайского композитора Инь Цина «Великий поход» на китайском языке. Ария рассказывает о любви отважного воина к супруге и вере в их скорую встречу. А в финале гала-концерта китайский солист спел и русскую народную «Калинку» в компании еще трех теноров – Медета Чотабаева, солистов магнитогорской оперы Виталия ЛОЯ и Вадима СТАРОДУБЦЕВА.
Целый ряд номеров гала-концерта «Вива опера» были выстроены в форме «парада теноров», «парада сопрано», а также чуть меньших по составу «парадов» меццо-сопрано, баритонов и басов, где в одном номере с приглашенными певцами выступали солисты магнитогорской оперы.
На сей раз в Магнитогорск пожаловал молодой перспективный бас-баритон московской «Геликон-оперы» Георгий ЕКИМОВ.
– Я объездил много стран и городов, но никогда в жизни не видел такого впечатляющего зрелища, как панорама Магнитогорского металлургического комбината, – поделился впечатлениями о нашем городе Георгий. – Вкупе с монументом «Тыл – Фронту» он произвел на меня колоссальное впечатление. Я почувствовал энтузиазм, порыв души, широту, необъятную мощь нашей Родины – это было потрясающе. Для меня большая честь, что мои геликоновские наставники и коллеги – магнитогорцы Илья ИЛЬИН и Евгений ИЛЬИН порекомендовали меня для участия в гала-концерте.
Тепло отозвался молодой артист и о дружной и талантливой труппе магнитогорского театра.
Георгий Екимов исполнял в числе прочих номеров арию Дона Паскуале из оперы Доницетти, которая стала знаковой в его судьбе: увидев это сочинение в блестящем актерском исполнении в записи, он влюбился в оперное искусство. Георгий надеется, что исполнит эту роль в полноценном спектакле, а не только в концерте. Дон Паскуале – характерный образ пожилого доктора, который имеет неосторожность считать, что в него могла влюбиться юная девушка.
Открытием для магнитогорцев и гостей города стала и студентка пятого курса московской консерватории, солист-стажер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Мария ЛУПАРЕВА, обладательница необыкновенного по силе и красоте сопрано, а также третьей премии на конкурсе Хиблы ГЕРЗМАВА.
В гала-концерте Мария исполнила арию Земфиры из «Алеко» Сергея Рахманинова и арию Мими из «Богемы» Пуччини. Молодая певица очень благодарна организаторам за приглашение на фестиваль, участие в котором – очень полезный опыт. Слова признательности Мария Лупарева адресовала и своим педагогам – народной артистке РФ Хибле Герзмава, у которой постигает вокальное мастерство в консерватории, и преподавателю Омского музыкального училища имени Шебалина Наталье СУХОТЕРИНОЙ, у которой обучалась ранее на протяжении шести лет:
– Мы тогда очень многое сделали в плане репертуара, концертной и конкурсной деятельности, было очень много побед – это и «Молодые дарования России», и грант Президента РФ, и поступление в московскую консерваторию. Наталья Маратовна нас воспитывала не только с вокальной стороны, но была настоящим наставником, большой поддержкой для нас.
В третий раз приезжала на «Вива опера» солистка московской «Новой оперы» Полина ШАМАЕВА – зрители успели увидеть ее и в роли Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», и в концертных номерах.
– Для меня были большим открытием труппа магнитогорского театра, царящие здесь человечность, добрый режиссерский подход. Мы быстро, за несколько репетиций, подготовили огромное произведение. Спектакль был оформлен настолько интересно, я впервые увидела декорации в виде вращающегося дома.
В нынешнем гала-концерте Полина Шамаева спела арии двух очень разных героинь: беззаботной Ольги из «Онегина» Чайковского и принцессы де Буйон из «Адриенны Лекуврер» Чилеа, показав широту своего актерского и вокального диапазона.
Столь же блестяще выглядели на сцене замечательные солисты, хор и симфонический оркестр Магнитогорского театра оперы и балета. Волшебным действом гала-концерта управляли большой друг магнитогорского театра оперы дирижер-постановщик Ренат ЖИГАНШИН (Нижний Новгород) и дирижер магнитогорской оперы Кирилл КОЧЕТКОВ.
Заключительный вечер «Вива опера» впервые прошел на большой сцене Магнитогорского академического драматического театра имени Пушкина. По традиции гала-концерт также состоялся в Челябинске и Сибае.
Фото автора