Совсем скоро выпускники вузов начнут активные поиски своей первой работы, но вакансий много, как среди такого обилия выбрать то, что будет тебе по душе? Поэтому мы продолжаем знакомство с интересными профессиями, среди которых есть как проверенные временем, так и совсем молодые.
Об одной из таких новых профессий мы поговорили с Евгенией Базаровой, выпускницей филологического факультета МГТУ им. Носова, которая практически год работает аккаунт-менеджером в школе рисования.
– Родители осознано присвоили тебе имя известного литературного героя?
– Честно говоря, мне выбирали имя по значению, а не по ассоциации с литературным героем Тургенева. В фамилии есть нечто коренное русское, дворянское, а имя Евгения переводится как «благородная». Я надеюсь, что схожего у меня с Базаровым немного, хотя страсть к обучению и наукам у нас общая. Мне кажется, очень важно постигать что-то новое в разных отраслях, постоянно учиться.При этом в какой-то степени родители предопределили мою судьбу, дав такое имя, – я поступила на филолога и успешно завершила обучение прошлым летом.
– Ты долго искала работу после выпуска?
– После выпуска у меня был отличный план: отдыхать два месяца, ведь это последнее лето беззаботной жизни, а уже осенью после каникул искать работу. Но так сложилось, что в один день, смотря сериал, я решила просто полистать вакансии и через 10 минут нашла интересное объявление: «Требуется куратор в школу рисования». Меня зацепила управленческая часть: надо было следить за состоянием школы, обеспечивать ее всем необходимым – я всегда к этому тяготела, а тут еще и работа в таком творческом пространстве. Еще я была заинтригована, так как в привычном понимании такие школы бывают только детскими, а тут для взрослых международная сеть организовывает досуг. Нашей самой старшей ученице 73 года, она такие шедевры создает – это надо видеть.
– Для многих слово аккаунт ассоциируется с соцсетями, но тут, наверное, в странном значении: аккаунт как вся школа. Я регулирую весь рабочий процесс после того, как человек покупает наш абонемент: расписание занятий, материалы для творчества, мероприятия. У меня очень тесная связь с учениками, я для них как мама – если что, то ко мне сразу все бегут. Я выстраиваю мостики общения, чтобы каждый чувствовал себя понятым и принятым. Часто люди приходят на свои первые уроки очень растерянными, им очень страшно: первые рисунки, первые ошибки. Ты должен их успокоить, подбодрить и выстроить коммуникацию, чтобы у людей были доверительные отношения и с преподавателями, и в целом со всем коллективом. Я такой коммуникационный мостострой.
– Для этой профессии необходимо специальное образование?
– Чтобы устроиться аккаунт-менеджером, образование не нужно, но те навыки, которые я приобрела в процессе обучения, мне очень помогают. Я очень часто пишу анонсы, работаю с текстами каждую неделю. Плюс большую роль сыграла не сама обучающая сторона, а дополнительные навыки, например, опыт в организации мероприятий, самодисциплина, ответственность – этому меня обучали в школе и в университете.
– Актуально ли в таком случае вообще высшее образование?
– Ну, для моей работы это вообще не актуально, так как у нас не смотрят на корочки. Мне кажется, что сейчас современный мир стремится к тому, чтобы смотреть на навыки, портфолио, тестовые задания. Но совсем бесполезным я его не считаю, потому что это незабываемый опыт, который тяжело приобрести извне. Хотя сейчас многие пытаются поступить хоть куда-нибудь, чтобы просто быть зачисленным и получить какую угодно специальность, но поступать нужно не с таким отношением. Иначе в этом вообще нет смысла, ведь тратишь столько времени на то, что тебе не нравится. Не надо бояться бросить и начать сначала, пробуйте и ищите свой путь.
– Не было желания найти более творческую профессию?
– В целом, мне импонировала такая управленческая деятельность, но нельзя сказать, что она лишена творчества. Ведь когда ищешь решение для любых задач, в первую очередь подключаешь воображение – это и есть наше творческое начало. Без гибкости воображения, нестандартного мышления очень сложно решить все ситуации, которые возникают. Если ты творческая личность, то ты ко всему будешь подходить творчески.
– Ты работаешь с людьми, бывали ли конфликтные ситуации, претензии?
– Самое тяжелое в работе с людьми – то, что они люди. Касательно претензий, то к этому надо по-другому относиться, ведь возражения возникают просто из страха людей перед новым. А нам надо относиться к ним с позиции заботы, не навязывать, а помогать выбрать тот путь, который в сто процентов пойдет на пользу. А по поводу конфликтов, то тут тоже важно подходить с позиции заботы. Разобраться в причине, но ни в коем случае не обесценивать работу ни свою, ни школы, а доносить ее ценность. Если начинают обесценивать, то в первую очередь следует поставить границы и общаться на равных и работать уже исходя из очень тонкой коммуникации: ты одновременно пытаешься и помочь человеку, вывести его из негативных эмоций, и не дать этим эмоциями продавить себя.
– А что именно тебя, такую творческую личность, привлекло в этой работе, помимо управленческой составляющей?
– Мне собеседование очень понравилось, его вел сам управляющий, а он человек-энергия, всех заряжает и вдохновляет. На собеседовании мне сказали: «Вот представляешь, где ты будешь работать? Ты будешь дарить людям радость – это миссия нашей школы». Мне кажется, что многих наших стажеров пугает такая нестандартность, так как все привыкли к строгой системе управления без творческого подхода. А у нас самое основное – задачи, которые перед тобой ставят, а дальше ты уже сам себя организовываешь, сам продумываешь свой путь. У многих трудности с тем, чтобы самостоятельно искать индивидуальный подход к решению задач.
– Были ли какие-то страхи или переживания из-за новой работы?
– Их было очень много, мне вообще все было непонятно. Мне пришлось учиться, как шваброй мыть полы, я просто не понимала, как она устроена. Вообще даже не помню ничего, что получилось бы с первого раза. Мне было сложно во всем и во всем страшно, но, как говорится, у страха глаза велики. И я бы себе прошлой сказала: «Отстань от себя, тебе просто нужно время, чтобы все эти знания получить, все понимают, что ты чего-то можешь не знать, но ты можешь этому научиться. А вот если ты будешь повторять одни и те же ошибки раз за разом, не желая учиться, вот тогда, действительно, беда». Тебе кажется, что у всех на твой счет большие ожидания, а потом выясняется, что это не так.
– Что тебе помогает справиться с этими страхами?
– Самое страшное для меня – если я подставлю других людей, поэтому часто переживаю, но за собой замечаю, что паникую больше, чем ситуация того требует. Поэтому я бы посоветовала сначала хорошенько так выдохнуть, паниковать раньше времени ни в коем случае не надо. Важно следить за своими ощущениями: только паника зарождается – стоп, надо переключить мысли в другое русло, а потом через время вернуться к этой проблеме с уже свежим, не запуганным взглядом. Действительно, так бывает, что я сначала паникую, а потом к этому возвращаюсь через какое-то время, а там делов-то.
– Кому подойдет такая профессия, а кому нет?
– Подойдет тем, кто может найти общий язык с любым человеком. Для кого важно делать что-то полезное, если есть потребность в признании. Когда для тебя принципиально, чтобы твои усилия видели, чтобы они были направлены на полезный результат. Тут не получится просто отработать и забить на все, здесь ты постоянно включен в процесс командной работы, вы в одной лодке, а впереди то риф, то водопад.
Однозначно такая работа не подойдет закрытым людям, которым тяжело справляться со многими задачами. Хотя по себе скажу, что это навык, который ты осваиваешь по мере работы. Я вот не была многозадачной, но научилась этому здесь. Для такой работы также очень важна системность, когда ты можешь все упорядочить как в своей голове, так и в работе. Потому что при хаотичной работе многое упускается из виду, а это может стать фатальной ошибкой.
– На что следует обращать внимание на новой работе?
– Здесь все индивидуально, но важно четко осознавать, чего ты хочешь от своей работы.Будет обидно, если ты потратишь время, а выхлоп будет минимальным, ведь работа – не школа и не универ, ты затрачиваешь гораздо больше сил и времени, а если в итоге и не получаешь ничего, то смысла это не имеет, только перегоришь. Но во всех случаях я бы посоветовала сразу обращать внимание на атмосферу в коллективе, дабы избежать неприятностей и конфликтов.
Похожие материалы
Фото из архива Евгении Базаровой