Для детей с серьезными заболеваниями каждый новый шажок в развитии – большая победа, и помочь совершить его могут порой неожиданные вещи. Как сочетается езда на лошади и речевое развитие – в нашем материале.
Конный парк «Клевер» открылся в 2019 году и является единственным в Магнитогорске конноспортивным комплексом с современной инфраструктурой: теплым крытым манежем, открытыми огороженными площадками для занятий в хорошую погоду, раздевалками и душевыми. Оборудование конного парка продумано для того, чтобы обеспечить доступ и комфорт людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому здесь уже не первый год занимаются иппотерапией и смогли за это время помочь детям с различными заболеваниями: ДЦП, РАС, аутизм, ЗПР, синдром Дауна и многие другие. А с 2021 года на базе Конного парка начала работу АНО Центр развития детского спорта и адаптивной верховой езды «Крылья».
Как рассказывает директор АНО Центра «Крылья» Ирина ВЕРЕМЕЙ, проект «Ход конем», направленный на развитие речи детей с ОВЗ начал реализовываться в августе 2022 года при помощи Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала и продлится до конца мая. В проекте принимают участие 40 детей от 3 до 10 лет с аутизмом, задержкой речевого и психического развития, умственной отсталостью, каждый из которых сможет пройти по 20 занятий иппотерапией и получить три консультации логопеда-дефектолога.
Будем говорить!
Лиана АБОЛМАСОВА работает с детьми с нарушениями речи. Среди ее клиентов дети с расстройствами аутистического спектра, сниженным интеллектом, ДЦП, органическим поражением головного мозга. Для таких детей каждый крохотный шажок вперед – уже огромный прогресс.
– Знакомство с «Клевером» произошло через родителей, – рассказывает логопед-дефектолог. – Я увидела, что у детей хорошая динамика в общем физическом развитии, моторике, мне стало легче работать с ними по своей логопедической сфере. Я начала наводить справки, что изменилось в лечении, и несколько человек рассказали, что они добавили иппотерапию.
Раньше логопед не сталкивалась с этим направлением реабилитации и иппотерапию воспринимала как одно из направлений терапии с помощью животных – погладить лошадку, получить эмоциональный подъем, однако результаты показывали: не все так просто. Поэтому она приехала в «Клевер», познакомилась с Ириной Веремей, узнала, что иппотерапия – это не только про положительные эмоции, но и про физическое развитие, межполушарные связи, центральную нервную деятельность, и стала рекомендовать ее как дополнительный способ, усиливающий основные методы логопедической коррекции, всем своим юным клиентам. Так возникло сотрудничество с «Клевером», которое впоследствии переросло в проект «Ход конем».
– Я, конечно же, согласилась, потому что вижу результаты у детей, и в принципе это хорошая возможность за счет государственных средств дать ребенку такой мощный стимул к развитию, который не все могут себе позволить по материальным соображениям, – говорит Лиана Сергеевна.
В ходе проекта логопед проводит три диагностики – стартовую, в ходе которой выявляет особенности речи ребенка, осматривает шейно-воротниковую зону, опорно-двигательный аппарат, выдает заключение со всеми логопедическими и дефектологическими диагнозами и необходимыми рекомендациями для проведения иппотерапии. Затем ребенок посещает логопеда в середине курса реабилитации и в завершение. Практически у всех детей наблюдается хорошая динамика в области коммуникации, высших психических функций, мотивационной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
– Кора головного мозга получила мощный стимул через воздействие иппотерапии – определенные движения лошади, тактильно-вибрационные, температурные, кинетические, кинестетические воздействия – и начала работать более правильно, – поясняет логопед. – Поэтому мы видим следствие – более социально приемлемое и адекватное поведение ребенка, положительная динамика в речевом развитии – за это время успели поставить и закрепить какие-то звуки либо сама речь качественно улучшилась, увеличился объем словарного запаса.
Лиана Аболмасова разработала свою авторскую методику по применению иппотерапии в развитии речи. Для России такой симбиоз иппотерапии и логопедии инновационен, хотя в зарубежных странах уже достаточно давно в ходе реабилитации с ребенком в одной команде работают коррекционный педагог и иппотерапевт.
– Мы, педагоги, – хранители традиций и стараемся не терять систему, которая приносит результат. Поэтому мы рады, что благодаря гранту родителям была дана возможность попробовать, и было бы замечательно, если бы те, кто получил удовлетворяющие результаты, продолжили занятия иппотерапией дальше. Это такая услуга, которой не бывает много. Это спорт, который двигает развитие детей, и он не может быть эффективно заменен, например, адаптивной физкультурой, – считает специалист.
Быть в седле
Иппотерапевт Алена КАЛЮТА уже более 15 лет занимается этой практикой, в Магнитогорск приехала из Екатеринбурга.
– Как специалисту, мне это очень интересно – редко, когда получается работать в команде с кем-то, – говорит она. – У меня был опыт работы с ортопедами, и эта работа с логопедом-дефектологом получилась очень эффективной. Дефектолог видит все со своей стороны, ее рекомендации очень важны для меня. Основываясь на них, я немного корректирую свою программу, и это дает колоссальный успех, я вижу это по ее промежуточным и финальным диагностикам.
Каждый ребенок индивидуален, и иппотерапевт создает из своего арсенала практик индивидуальную программу для каждого.
– У меня нет каких-то четких границ, и эти безграничные возможности, которые у нас есть, Всегда ведут к успеху, – улыбается Алена Александровна.
Шестилетняя Арина только недавно начала заниматься в «Клевере», но ходит с большим удовольствием, рассказывает ее мама, Наталья УСМАНОВА.
– У Арины синдром Дауна, она практически не разговаривает, только отдельные фразы. Вторая проблема наших детей – малоподвижность, вялость мышц, а чувствовать тело для них очень важно, – говорит Наталья. – Ребенку очень нравится общение с лошадьми, и эти занятия ее вдохновляют. Она с удовольствием ходит сюда, выполняет задания, и это большой плюс. Я верю, что прогресс будет – и разговорная речь появится, и ребенок научится лучше владеть своим телом.
Арина – очень общительная девочка, она любит улыбаться, с удовольствием идет на контакт и машет из седла ручкой всем, мимо кого проезжает. Главное, заниматься как можно больше, чтобы помочь ей в развитии, считает мама. Об иппотерапии родители девочки узнали через социально-реабилитационный центр, когда-то раньше были в «Клевере» на экскурсии, но тогда Ариша испугалась лошадей, и настаивать не стали, пока малышка сама не проявила желание кататься. Наталья по отзывам других родителей знала, какие хорошие результаты дает этот вид реабилитации, поэтому когда появилась информация, что пройти ее можно будет бесплатно, с удовольствием согласилась. Недавно подошла очередь Арины на занятия, и пришло ее время делать ход конем – к хорошему будущему.
– Нам очень нравится, спасибо, что есть такая возможность, – говорит мама девочки.
У Володи так же синдром Дауна. Таким детям нужно преодолевать большие трудности чтобы самому есть, встать, надеть на себя колготки, застегнуть пуговицу, но кроме слабости мышц и подвижности суставов есть проблемы и другие – у мальчика достаточно хороший словарный запас и воспроизведение звуков, но есть сложности в том, чтобы построить диалог, в коммуникативных навыках. На иппотерапию он ходил и раньше за свой счет, а теперь с удовольствием попал в программу. Это отличное подспорье, считает мама Вовы, Ольга, потому что занятия не дешевы.
В ходе занятий Вова не только делает различные упражнения, но и преодолевает проблемы в общении: вокруг него много людей, с которыми нужно общаться. Мама видит прогресс не только в моторных, но и коммуникативных навыках ребенка: Володе нравится общение с лошадью, он учится находить контакт с тренером и сотрудниками парка, а завершая занятие, провожает Путника в его «домик» и угощает его сахаром.
Путевка в будущее
Однако для того, чтобы увидеть результат, необходимо пройти весь курс, констатирует Ирина Веремей.
– Многие родители говорят, что появились новые звуки, все отмечают, что ребенок стал спокойнее, дисциплинированнее, более уравновешенным эмоционально, спокойнее воспринимает новые ситуации, повышаются коммуникативные навыки, и мы этому очень радуемся, потому что для детей с инвалидностью самое главное – это социализация, умение коммуницировать, – рассказывает руководитель проекта. – Конечная цель, наша и родителей, чтобы ребенок стал самостоятельным, не зависел от опекунов, интернатов, мог вести максимально полноценную жизнь, приближенную к жизни обычного человека – иметь доступ к учебе, найти работу, смочь самостоятельно сходить в поликлинику, в магазин, быть максимально адаптированным в обществе.
Путевку в иппотерапию большинство детей получили благодаря МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска. Исполняющий обязанности заместителя директора центра по реабилитационной работе Юлия, рассказывает, что с «Клевером» их центр связывает уже долгое сотрудничество.
Сначала подопечные центра бывали в конно-спортивном клубе с экскурсиями – дети знакомились с лошадками, катались на них, а родители получали информацию о работе «Клевера» и иппотерапии. Когда здесь начали реализовывать проекты, направленные на работу с детьми-инвалидами, реабилитационный центр способствовал комплектации целевых групп, специалисты вели разъяснительную работу среди родителей, отслеживали динамику реабилитации детей, всегда на связи, вместе с родителями радуются достижениям ребят.
– Уже давно доказано, что иппотерапия – мощнейшее средство, которое, как катализатор, усиливает работу всех остальных реабилитологов, – отмечает Юлия Быкова. – В «Клевере» отличные специалисты, и большую роль играет не только их высокий профессионализм, но и отношение к детям, умение выстроить контакт. По отзывам родителей, это отношение мотивирует и стимулирует детей к результату не меньше, чем сама иппотерапия. Еще один залог успеха в том, что здесь идет комплексная работа: катание на лошади стимулирует определенные процессы в мозге ребенка, а логопед направляет их в нужное русло. Мы рады, что такая возможность у детей нашего города есть, и будем рады участвовать в дальнейших проектах.
– По окончании курса мы просим родителей заполнить анкету. Все очень довольны и хотели бы продолжить занятия, – говорит Ирина Веремей. – Кто-то будет продолжать за свой счет, кто-то будет ждать других грантовых проектов.
Хорошим подспорьем для многих родителей детей с ОВЗ стали сертификаты на оплату реабилитационных услуг, которые предоставляет Министерство социальных отношений Челябинской области. В этом году сумма сертификата выросла до 100 тысяч рублей, и иппотерапия является одной из услуг, которые можно по нему получить.
Сейчас АНО Центр «Крылья» и занимается развитием детского спорта и оказанием квалифицированных услуг по иппотерапии, оформляет заявку на президентский грант. Он поможет детям до 14 лет продолжить свое развитие вместе с иппотерапией.
Иппотерапия – метод реабилитации посредством адаптивной верховой езды, который оказывает одновременное воздействие на физическое, психическое и эмоциональное состояние человека.
Помогают развиваться детям несколько специально обученных лошадок. Все они разные, но объединяют их два важных качества: физическое (правильное сложение и движения) и интеллектуальное – эти кони бережно относятся к своим особенным всадникам и ответственно выполняют эту важную для людей работу. Путник башкирской породы уже не молод – ему около 20 лет, а потому характер нордический. Когда его выпускают побегать, может и погарцевать, но тут отлично понимает свою задачу. Заступ, конь англо-буденновской породы, – профессиональный спортсмен и парень темпераментный, но когда работает на иппотерапии, своих маленьких пассажиров везет, словно они хрустальные. Также в команде иппотерапевтических лошадей – опытный Снежок, Мотив и Югра. Для лошадей такой хрупкий груз морально непрост, поэтому специалисты стараются, чтобы лошади сменяли друг друга.
Фото Динара ВОРОНЦОВА