Руководитель «Объединения защиты прав потребителей» города Магнитогорска Владимир ЗЯБЛИЦЕВ одной из основных задач считает повышение уровня правовой грамотности населения. О правах потребителей специалисты рассказывают на встречах со студентами и пенсионерами, пожилые люди получают бесплатную юридическую помощь. Общественная организация сотрудничает с городской администрацией, собранием депутатов, Роспотребнадзором и Государственной жилищной инспекцией.
Накануне Всемирного дня потребителей, который отмечается 15 марта, Владимир Зяблицев ответил на вопросы корреспондента «МР-инфо».
– Владимир Иванович, на каком уровне правовая грамотность горожан?
– Лет десять назад правовая грамотность была ниже, уровень ее растет. Причиной этому и развитие интернета. Сейчас все знают, что есть «Закон о защите прав потребителей». Правда, у этой медали есть обратная сторона. Потребители знают, что у них есть права, и зачастую первым делом не к юристу идут, а начинают в интернете искать пути решения проблемы. Это так же развито, как самолечение в медицине. И только накосячив, идут к профессионалам. Мы систематически проводим мероприятия в сфере правовой грамотности населения. Начиная с конкурса «Основы потребительских знаний» среди школьников и студентов. Каждый год участвуют не менее двадцати пяти команд. При подготовке команда изучает закон. Конкурс проходит, а знания остаются. В свое время в одном из таких конкурсов победила команда 67-ой школы. Один из участников этой команды Леонид БУЙНЫЙ открыл в социальной сети ВКонтакте сообщество по защите прав потребителей для молодежной аудитории. Оно вошло в десятку лучших в сфере защиты прав потребителей. Поступив в вуз, Леонид продолжил начатое дело и стал победителем гранта Губернатора по пропаганде в этой сфере. Его турне по школам с видеофильмами о том, как защитить свои права, тоже играет положительную роль. Кроме общественности, и государство ведет работу в сфере повышения правовой грамотности. Особый акцент делается на финансовую грамотность. Можно констатировать, что уровень правовой грамотности растет, и есть вера в действенность закона.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются магнитогорские потребители?
– Надо помнить, что потребительские интересы носят экономический характер. У нас есть права, но мы ориентируемся на свой кошелек. Два года назад лидирующими были обращения по качеству технически сложных товаров. Сейчас рынок поменялся. У людей стало меньше наличных средств, меньше стали покупать. Появилось недоверие к зарубежным товарам и критическое отношение к рекламе. Потребитель стал обращать больше внимания на качество товара. Вместо спонтанных покупок граждане стали делать осознанный выбор. Увеличение продаж в сфере интернет торговли привело к увеличению обращений, связанных с приобретением товаров дистанционным способом. Увеличилось и количество обращений, связанных с оказанием услуг и производством работ. В основном речь идет о нарушении сроков. Она из причин – развитие малоэтажного строительства. Люди стали приобретать больше сопутствующих услуг (бурение скважин, изготовление мебели, установка газового оборудования и т.д.). У предпринимателей из-за санкций Запада возникли временные проблемы. Но рынок приспосабливается к новым условиям. Это должно привести к уменьшению количества жалоб в этой сфере. А в целом, среди жалоб лидируют услуги транспорта, в том числе общественного. Преимущественно из-за несоблюдения графика. Есть жалобы в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг. Меньше стало жалоб в сфере туристических слуг. На это повлияли пандемия и проведение СВО.
– Какую помощь оказывают горожанам специалисты ОЗПП?
– «Закон о защите прав потребителей» предусматривает несколько форм защиты – государственную и общественную. Органы местного самоуправления, то есть администрация города также наделена такими полномочиями. Среди федеральных органов исполнительной власти в помощь гражданам Роспотребнадзор и Государственная жилищная инспекция. У каждой из них свой функционал. Наша организация общественная. Работу ведем в различных направлениях. В первую очередь, это повышение правовой грамотности. Это наше отличие от любой другой юридической конторы. Для большинства таких контор, чем чаще клиент обращается, тем выгоднее. Я всегда говорю, что мы идем по пути самоуничтожения, потому что нам нужен грамотный потребитель и система защиты прав. Мы продолжаем оказывать людям бесплатные юридические услуги. Пять дней в неделю для пожилых граждан работают приемные в здании администраций Ленинского (ул. Октябрьская, 32, каб. 103) и Орджоникидзевского районов (ул. Маяковского, 19/3, каб. 203). Принцип работы таких приемных – доступность и комфорт. Не нужно предъявлять документы удостоверяющие личность, нет ограничений и по времени обслуживания. В перечне бесплатных услуг так же написание претензий, подготовка исковых заявлений, кассационных и аппеляционных жалоб, без участия представителя в суде. Участвуя в формировании системы защиты прав потребителей, мы активно сотрудничаем с администрацией города, органами государственной власти и магнитогорским отделением Роспотребнадзора. Взаимодействие с Роспотребнадзором ведется в рамках созданного по моей инициативе Консультативного совета по защите прав потребителей. Вместе готовим мероприятия: горячие линии, консультирование, встречи в школах и библиотеках с разными категориями граждан, от студентов до пенсионеров. На встречах даем не только правовые знания и навыки, но предлагаем практические решения проблемных ситуаций. В отличие от Роспотребнадзора, мы не можем изымать незаконную продукцию, вносить предписания, штрафовать. Наша задача проводить правовую работу с населением, участвовать в формировании действенной системы защиты прав потребителей.
– 15 марта – Всемирный день прав потребителей. Как его отметят в Магнитогорске?
– На этот вопрос я всегда отвечаю «В рабочем режиме». Потому что это не праздник, а лишний повод сказать о том, что тема защиты прав потребителей остается актуальной. Рынок формально стал цивилизованным, но до сих пор есть факты нарушения прав потребителей. С 13 марта начнем череду встреч в библиотеках со школьниками, пожилыми людьми. В числе прочего, будут темы посвященные вопросам мошенничества. 15 марта в школе №53 состоится очередной конкурс «Основы потребительских знаний». Участники конкурса – школьники и студенты образовательных учреждений города. Утвержден большой спектр мероприятий, которые необходимо проводить. Потребитель стал грамотнее, но по степени правовой защищенности Челябинская область находится в средней позиции. Этой теме уделяется повышенное внимание. Государство должно гарантировать обеспечение прав потребителей. А с этим не все гладко. Например, недобросовестные предприниматели пользуются мораторием на проверки. Вы заметили, что в некоторых торговых точках нет контрольных весов? Потому что есть тенденция не «кошмарить» бизнес, и некоторые используют это в своих целях. Убирают с видного места эти весы. А покупатель имеет право проверить, обвесили его или нет. Также при продаже тканей должен быть контрольный метр. Пройдите по предприятиям, посмотрите, есть ли он там на виду. А я вам скажу, что более чем у половины его не будет. А почему? Извините, мораторий… В плане обеспечения соблюдения прав потребителей еще надо много работать. Формируя систему защиты прав потребителей, важен тесный контакт между органами государственной власти и обществами защиты прав потребителей. Недавно распоряжением губернатора Челябинской области я был включен в состав межведомственной рабочей группы по обеспечению защиты прав потребителей на территории Челябинской области. Первое заседание с моим участием состоится в апреле. Имея тридцатилетний стаж работы в сфере защиты прав потребителей, постараюсь быть полезным.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА