История – то, что навсегда остается с тобой. А изучать ее, узнавать больше о жизни своих предков и самому быть достойными их памяти – то, чему нужно начинать учить сызмальства. Именно поэтому в Магнитогорске ежегодно проходит городской краеведческий конкурс «Музейный триатлон».
В рамках музейного многоборья ребята проводят экскурсии по собственноручно созданным выставкам, показывают навыки, усвоенные в «Школе музейного проектирования», составляя опись предоставленного организаторами экспоната и демонстрируют свои знания в конкурсе эрудитов.
О том, как школьники младших классов исследуют семейные реликвии, мы подробно рассказывали в прошлом году. В этом корреспонденты «МР» посетили выступления старшеклассников.
Как рассказала одна из организаторов конкурса, методист по работе со школьными музеями МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Инесса ИЗВЕКОВА, основная задача «Музейного триатлона» в том, чтобы активисты показали работу своих школьных музеев – поиск новых экспонатов и изучение уже имеющихся в коллекциях. О самых интересных находках нужно сделать небольшую выставку и представить на конкурсе результат своих исследований. Юные экскурсоводы отрабатывают свои навыки на одноклассниках и учениках школы, а затем выходят на городской уровень.
В этом году в конкурсе 5 номинаций: «Из прошлого в настоящее», «История одной фотографии», «Школьные годы чудесные», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» и «Музейная антресоль», где ребята представляют интересные экспонаты, которые остаются за пределами музейных экспозиций.
С каждым годом количество участников растет. В 2023-м году на конкурс заявились 26 старшеклассников. Пятеро сделали короткие видеоэкскурсии в формате Тик-Ток, а 21 решили представлять свои экспонаты во время очного тура, который состоялся в школе № 47.
Интересное выступление про преподавателя физики своей школы, легендарного Сергея Колобова представила ученица МОУ СОШ № 47» Дарина МАКАШЕВА. Девочке довелось общаться с ним лично.
– Сергей Александрович является для меня предметом подражания, потому что он вносил невероятный позитив, был очень добрым – это было видно невооруженным взглядом, – рассказывает Дарина. – Сергей Александрович не делил людей на плохих и хороших. Каждый, по его мнению, мог добиться успеха. Педагог, интересный человек, замечательный рассказчик, его можно слушать часами. Он вдохновлял учеников, и у них появлялся стимул учиться. Например, когда ребята изучали тему звука, приводил из консерватории артисток, которые играли на инструментах. Готовясь к этой экскурсии, я поняла главное: надо быть добрым, и тогда проживешь 100 лет, как Сергей Александрович.
Интересным было выступление воспитанников школы-интерната № 3. Ребята с проблемами слуха и зрения пришли рассказать про свои успехи и достижения своих одноклассников в номинации «Школьные годы чудесные». Так, Карина ЧЛОЯН в январе этого года в составе команды Челябинской области заняла три призовых места во Всероссийском фестивале детского творчества «Утренняя звезда» в Саранске. Девочка занимается жестовым пением, выступала в дуэте, ансамбле, конкурсе пантомимы, а в будущем мечтает стать сурдопереводчиком и помогать общаться с миром тем, кто совсем лишен слуха.
Ольга КОВАЛЕВА, руководитель творческого коллектива «Поющие руки», в котором занимается Карина, уверена, что участие в таких конкурсах, как «Музейный триатлон» помогает ребятам учиться выступать на публике, представлять себя, жить активной жизнью.
– Мне кажется, что участие в конкурсе – это открытия в первую очередь для самих ребят, – отмечает Инесса Александровна.
Так, восьмиклассник школы № 66 Владислав ЗАРУБИН на «Музейном триатлоне» выяснил, что принесенный им в качестве экспоната патефон из коллекции музея в рабочем состоянии, не хватает лишь одной детали. Владимир Васильевич ЛЕКАРЧУК, опытный коллекционер, руководитель музея 42 школы, подсказал, как пользоваться старинной техникой. Возможно, удастся найти запчасть, и гости школьного музея будут наслаждаться звуками патефона во время экскурсий.
В своей экскурсии в номинации «Из прошлого в настоящее» Владислав представил несколько старинных предметов: патефон, фотоаппарат, который побывал на фронте, радиоприемник, и дисковый телефон. Все их функции легко умещаются в маленькой многофункциональной коробочке сегодняшнего смартфона. Во время подготовки к конкурсу подростка не только впечатлила атмосферность этих предметов и дух советского прошлого, который в них ощущается, но и удалось сделать немало открытий. Например, узнать, что радио было изобретено еще в конце XIX века, и очень помогло нашим бойцам в годы Великой Отечественной войны, а слово патефон появился от названия французской фирмы-изготовителя «Патэ».
Доклады школьников оценивало компетентное жюри, в которое вошли преподаватели вузов и колледжей, учителя русского языка и литературы, руководители музеев, сотрудники Дворца творчества детей и молодежи.
– До этого я принимал участие в подобных мероприятиях, но со школьниками начальных классов сталкиваться пришлось впервые, – говорит доцент кафедры всеобщей истории МГТУ им. Г. И. Носова Андрей БЕЗРУКОВ. – Что подкупило: дети не боятся выступать, в отличие от взрослых. Они рассказывают, а не читают, не боятся отвечать на вопросы. Среди старших ребят многие выступают с такой харизмой и владением материалом, и я даже порой ловил себя на мысли, что я мог бы взять это в свою работу. Я с удовольствием пошел бы к такому экскурсоводу на экскурсию. Хотелось бы, чтобы искорки, которые в этих детях зажигаются, не потерялись в дальнейшем. Очень важно, что они получают бесценный опыт публичного выступления, который в нашей жизни необходим каждому.
Преподаватель Магнитогорского педагогического колледжа Вероника БЫКОВА впервые принимает участие в работе жюри, но уже получила массу положительных эмоций. Она была впечатлена высочайшим уровнем подготовки, как малышей, так и старших ребят, умением грамотно преподнести информацию. Среди учеников начальной школы ее покорила внучка легендарного ректора МаГУ, ученица МОУ «СОШ № 64» Саша РОМАНОВА, которая так эмоционально и искренне рассказывала про пионерский горн своего знаменитого деда Валентина Федоровича, что все попали под ее обаяние и буквально забыли о своей роли экспертов. В номинациях для старшеклассников наибольшее впечатление произвели педагоги-наставники, которые вложили душу в подготовку своих воспитанников.
– Мне хочется пожелать не только ребятам, но и родителям, чтобы они обязательно участвовали в таких мероприятиях. Это очень важно для сохранения их семьи и семейных ценностей, – говорит Вероника Быкова.
В апреле победители будут представлять Магнитку в областном, а, если повезет, – и во всероссийском конкурсе. Так, в 2021 году защищал честь Южного Урала и Магнитки ученик школы № 13 Максим МАЙХЕРСКИЙ. Его экскурсия о выпускнике школы Иване ИВАНОВЕ, профессоре института космической медицины, полковнике медицинской службы в отставке, вошла в число победителей Всероссийского смотра-конкурса музеев. В 2022 году дипломантом всероссийского конкурса стал опытный экскурсовод – семиклассник школы № 66 Егор АРЗАМАСЦЕВ.
Фото Динара ВОРОНЦОВА