Автор выставки “Январский вечер” – заслуженный художник России, участник большого количества всероссийских и международных выставок Владимир КОЛОВ, современный мастер живописи, чье творчество известно не только в Уральском регионе, но и по всей России.
Магнитка – мой город
С большим теплом Владимир Колов говорит о своей малой родине, Куртамыше, старинном городке Курганской области в окружении живописной природы – холмов, лесов, озер. Парень из рабочей семьи рисовал всегда – стенгазеты, боевые листки, но только вернувшись из армии, стал посещать изостудию, руководитель которой увидел в юноше талант и сказал: надо учиться.
Хоть это и первая в Магнитогорске персональная выставка автора, но до сих пор про Магнитку Владимир Колов говорит: это мой город. Сюда приехал он 40 лет назад поступать на худграф МГПИ. 21-летний, успевший отслужить и поработать, он считал себя чуть ли не стариком на фоне 17-летних выпускников школы, поэтому решил поступать на заочный. Но тут встретил своих земляков, к тому времени уже окончивших 4 курса, и ребята уговорили его идти на рабфак. В Магнитке художник начал свою выставочную деятельность – сначала персональная выставка летних этюдов в институте, потом участие во всесоюзной экспозиции. Здесь во время учебы встретил жену Ларису, с которой вместе уже 37 лет, здесь родились его дочери, многие годы он приезжал каждое лето к родственникам жены, и эти впечатления – в его работах.
– Мы были наивными тогда, в 20 лет. Все казалось простым, все для тебя открыто, может быть, это наивное представление о жизни сохранилось во мне и сейчас, и это, наверное, хорошо, – улыбается художник.
Учеба давалась легко, с удовольствием. С большим теплом Владимир Колов вспоминает своих педагогов – Альбину ПОРТНОВУ, Бориса ГАГАРИНА, Рашита Сафиуллина, Геннадия Плахова, Александра КУЛИКОВА и многих других.
Поиски и придумства
После третьего курса педагоги сами стали предлагать ему получить академическое образование. Так Владимир Колов перевелся в Красноярский художественный институт, где проучился еще 5 лет.
– Во время учебы в Магнитогорске мне, как я тогда думал, не хватало академичности, натуры. Но в итоге я понял, что натура без какой-то степени свободы – тоже не хорошо. Я стал скучать по магнитогорским педагогам, привозил работы, разговаривал. Что-то я взял отсюда, что-то из учебы в Красноярске. Уже перед дипломом я стал искать свой язык, – вспоминает Владимир Валентинович.
Эскиз к дипломному проекту – самая ранняя работа на выставке. И в ней навыки и смыслы, обретенные в Магнитогорске, взяли верх над академичностью. Пластические поиски, пересмотр логики плоскостей первого и второго плана, когда изображенные предметы становятся второстепенными, растворяются в мареве первоматерии, а на первое место выходит плоскость холста, работа мастихином (любимый инструмент Владимира Колова и сегодня) – все это вызвало неоднозначные мнения педагогов, но молодого художника поддержал ректор института Виталий Петров-Камчатский. А практика подтвердила: не всегда тем, кто стремится быть отличником, школьные и вузовские оценки подтверждает жизнь. Чаще успешным становится тот, кто, как Владимир Колов, не боится идти своим путем.
Эту работу художник называет предтечей своего художественного языка. А он у Владимира Валентиновича действительно необычен.
– Во-первых, я всегда мыслю от плоскости, – говорит мастер. – Я не делаю пространственных вещей, я практически не пишу с натуры. Мне нужно сначала походить, посмотреть, впитать в себя, и уже потом писать. Все эти работы написаны с каких-то маленьких зарисовок. Большие цветовые массы, которые пластично перетекают друг в друга – у меня даже сама форма несет содержательную нагрузку, сам мазок, характер конструкции содержательны.
Яркий пример тому – работа «7 новых лун». Скамейка, ряд фонарей, над которыми розовые шары-светильники, и две уходящие за край полотна фигуры с тележками, белая и черная – то ли тень, то ли антипод…
– Во всех работах из цикла «Продавцы снов» полупрозрачные, нереальные персонажи – придуманные, не существующие или не могущие существовать вообще. И я это свое «придумство» выставляю наперед, – говорит Владимир Колов. – Эти шарики как символ счастья, красоты, внимания – на самом деле миф, кусок пластика, пустой внутри, показное, ненастоящее.
Некритический реализм
Персонажи и символы кочуют из работы в работу. Вот в картине «Продавцы снов» шары украшают некие металлические конструкции, а те же полупрозрачные персонажи идут с лестницей. Вот эта связка шаров перелетела в «Новолуние life» к ногам сидящих на лавочке бомжей, а вот те же бомжи в деле – роются в мусорных контейнерах в картине «Облака прошедшего дня». Вот еще одна работа с асоциальными элементами – «Мужские развлечения», повторение той, что в свое время закупило Министерство культуры РФ, единственную работу нестоличного автора. В старом дворике трое выпивох за любимым делом спрятались за висящим бельем, но будто и сами висят на этих прищепочках.
– Это не критический реализм, ни в коем случае я их не осуждаю, просто такая констатация факта, – говорит художник. – Вообще мой стиль определяют как постмодернизм, но сам я его называю ассоциативным реализмом, когда реализм некие ассоциации вызывает.
Этими ассоциациями полны зауральские пейзажи на картинах Владимира Колова. Впечатляет работа «Запоздалая птица», посвященная местам детства, двоюродной бабушке. Художник вспоминает, как в деревне часто выключали свет, и они долгими зимними вечерами разговаривали в полутьме. Бабушка говорила о молодости, ушедших на фронт братьях. В свое время эта картина получила золотую медаль на региональной выставке, и сам автор считает ее одной из самых своих удачных работ. Еще одна работа на ту же тему – «Красные кони, белое поле». Стол, видимый сквозь дверной проем, незатейливый деревенский натюрморт, стул, с которого словно только что встал и ушел на фронт отец, и скачущие орнаментом по краю скатерти красные кони.
Своим предчувствием недоброго поражает диптих «Перекати-поле». Диптихи и триптихи достаточно часто встречаются среди работ Владимира Валентиновича. Для него представляет особый интерес покадровое развитие картины как живописного произведения, протяженного во времени.
В 2010 году Владимир Колов по приглашению международного центра искусств «Ситэ интернешнл» два месяца жил и работал в Париже, за это время написав 20 работ. Результатом стала его персональная выставка в столице Франции. Несколько работ из французской серии смогут увидеть на выставке и магнитогорцы. Есть здесь и картины, которые автор написал в Венгрии.
Почти 20 лет Владимир Колов прожил в Ханты-Мансийске, где преподавал живопись на кафедре ДПИ Института дизайна и прикладных искусств, возглавлял региональное отделение Союза художников России в ХМАО. Выйдя на пенсию, он вернулся в родной Куртамыш, но сейчас возобновил преподавательскую деятельность в Тюмени. Кстати, там состоится следующая после Магнитки персональная выставка художника.
Открытие выставки в Магнитогорске прошло на редкость тепло. Собралось много друзей-художников – педагогов, однокурсников. Было много воспоминаний и добрых слов.
Посмотреть на экспозицию можете и вы. Выставка будет работать до 26 февраля.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА