Магнитогорск. 15 марта мы отмечали Всемирный день защиты прав потребителей, а 3 июня Магнитогорское объединение защиты прав потребителей отметит 25-летие.
С началом этапа реформ, когда в современной России появились частные торговые рынки, возникла необходимость выделения отдельного потребительского права. До того момента, пока магазины, банки, сфера жилищно-коммунального хозяйства и другие направления жизнеобеспечения находились в системе госуправления, надзор вели исключительно государственные структуры, такие как ОБХСС и прокуратура.
В 1992 году был принят закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 году в Магнитогорске начала работать организация под названием «Объединение защиты прав потребителей». Основателем ее стал Александр Морозов , который сегодня является председателем городского Собрания депутатов.
На встрече со школьниками в центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова» Александр Олегович рассказывал о событиях, которые предшествовали появлению в Магнитке объединения, вспомнил, как ездил в Санкт-Петербург перенимать новаторский опыт коллег, как встречался с легендарным мэром Питера, как сложно принимали закон в нашем городе.
Сегодня возглавляет подразделение защиты прав потребителей Владимир Зяблицев. Юрист с многолетним опытом также выступил перед школьниками. За год в подразделение обращаются почти пять с половиной тысяч горожан, причем люди приходят с жалобами уже после того, как не смогли решить вопрос в месте приобретения товара или оказания услуги.
Владимир Иванович отметил, что в век информационных технологий очень важно не только знать законы, но и уметь их применять. И в этом отношении огромная ответственность ложится на подрастающие поколения, на нынешних школьников, студентов, от их правовой активности будет зависеть цивилизованность рынка, то, насколько честно будут вести торг предприниматели и производители.
Кроме того, на первое место выходит такое направление, как потребительские права в цифровую эпоху. Правозащитники предрекают, что в ближайшем будущем огромный объем торговли переместится в Интернет, уже сейчас во Всемирной сети ведется достаточно активная продажа товаров и услуг. И если в условиях стационарных торговых центров условия понятны всем участникам рынка, то в виртуальном пространстве еще предстоит учиться работать без «обвесов» и недомолвок.
Присоединилась к разговору еще одна участница «круглого стола» главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская. В подразделение по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека магнитогорцы обращаются с разными проблемами, и в каждом случае специалисты находят нужное решение. Но большинства жалоб могло бы и не быть, если бы потенциальные покупатели еще до момента вступления в правовые отношения правильно оценивали ситуацию. Ольга Ковалевская пояснила, что участники рынка товаров и услуг всегда могут обратиться за советом в Роспотребнадзор, им дадут качественные правовые рекомендации, применимые к возникшей ситуации. Таким образом, можно будет еще на первоначальном этапе сохранить нервы, время и деньги.
Фото Динара ВОРОНЦОВА