Магнитогорск. Ветеран пограничных войск, ветеран Афганистана Михаил Горнушенко отдал военной службе 25 лет. Он не раз был на прицеле у бандитов разных мастей, и всегда его выручали профессионализм и уверенность в своих силах.
Быть пограничником мечтал с детства. Хотел служить на Дальнем Востоке, как его отец, воевавший с первого и до последнего дня Великой Отечественной, дошедший до Германии, закончивший войну на китайской границе. Миша у отца ходил в любимчиках, при том, что в семье было шестеро детей. Старший Горнушенко всюду брал мальчишку с собой, часто рассказывал ему про войну. Эти рассказы так впечатлили парнишку, что тот мечтал о службе в армии.
Михаила, кандидата в мастера спорта по боксу, перворазрядника по легкой атлетике и лыжам в Магнитогорске знали не только как спортсмена, но и как защитника слабых. По комсомольской путевке, а это надо было еще заслужить, Горнушенко направили в пограничные войска – парней с Урала ждала восточная граница. Закончил школу сержантов, во время стажировки ездил на границу, в Шимановск и другие приграничные поселки, те самые места, где служил отец.
В то время с Китаем была напряженная обстановка, жители соседнего государства постоянно провоцировали наших пограничников, так что о спокойной службе можно было только мечтать.
Потом в 1978 году была школа прапорщиков – Михаил решил связать свою жизнь со службой на границе. Простых путей не искал, командира попросил направить на самый тяжелый участок. В службе помогали хорошая физическая форма, морально-психологическая устойчивость. Пограничники не просто военные, но еще и дипломаты – умеют общаться с людьми, налаживать контакты с местным населением. Те всегда подсказывали, где видели чужаков.
Через пять лет Михаил перешел на службу в Ленинградский пограничный отряд. Стал старшиной пограничной заставы на Выборгском направлении, на правом берегу Финского залива. Там граница проходит как раз по фарватеру.
Спокойная жизнь закончилась в одночасье, когда командир сообщил, что Михаила направляют в командировку в Афганистан на два года. Для выполнения интернационального долга.
И добавляет: в зоне ответственности была 100-километровая полоса, задача – не допускать безнаказанных обстрелов наших городов и поселков со стороны Афганистана.
В 1988 году моджахеды в ночное время обстреляли таджикский город Пяндж. Выпустили 28 ракет, которые в основном разлетелись по ближайшим полям. К счастью, погибших не было, но несколько местных жителей оказались ранены. Кроме того, боевики-моджахеды переплывали реку Пяндж, убивали и воровали людей, скот, перевозили наркотики.
Задачей пограничников как раз и было отгонять вооруженные формирования афганцев от границы, уничтожать схроны с оружием.
Горнушенко рассказывает, как они с товарищами выезжали в недельные рейды вдоль границы, «выкуривали» с гор моджахедов. Если долго задерживались, вертолетами им сбрасывали продукты. Но «вертушки» не всегда добирались – опасно, есть вероятность быть сбитыми «Стингерами». Тогда приходилось питаться чем придется, ловили водяных крыс – ондатр, голубей.
Михаил был уверен, что с ним ничего не случится, хотя не раз оказывался на волосок от гибели. Приходилось ходить на переговоры с моджахедами, помогал переводчик-узбек. Чтобы попасть в кишлак, где находились схроны с оружием, надо было пройти три других кишлака, в каждом своя банда. Всякий раз стояли перед выбором: договариваться с местными или обходить кишлак стороной. Действовали по обстановке.
Но контузию все же получил. Было это так. В ходе очередного рейда Михаил замыкал военную колонну. И вдруг начался бой. Основная колонна успела пройти в «зеленку», там можно укрыться среди деревьев и кустарника, а он на БМП оказался на открытой местности. Десант успел спрыгнуть, Горнушенко укрылся за башней, чтобы наблюдать за боем и корректировать огонь минометного расчета своей машины и десанта. Не замечал, как пули стучали о броню, одна мысль была: как бы бойцов не «зацепило». И когда совсем рядом взорвался снаряд, Михаила контузило. Только после боя осознал, в какой опасности был.
Когда закончился вооруженный конфликт на территории Афганистана, пограничники проводили советские войска и последними ушли сами.
В 1995 году Михаила Горнушенко отправили в новую командировку, теперь уже в Таджикистан. Попал он на ту самую заставу, где двумя годами раньше московский погранотряд вступил в бой с афганскими моджахедами и таджикскими радикалами. Силы были неравны: 45 пограничников против 300 бандитов. Бой шел всю ночь, к утру в живых осталось лишь 25 защитников границы. Без боеприпасов, раненые и контуженные они вышли из окружения. Новую заставу построили на несколько километров выше. Она взяла под контроль все караванные тропы, идущие из Афганистана. Задачей этой заставы, на которой и служил Горнушенко, было не допускать караваны с оружием и наркотиками и самих афганских моджахедов на нашу территорию.
Серьезный бой за время командировки случился лишь однажды.
Личный состав пограничного поста после того боя был награжден. В том числе и Горнушенко. Ему вручили медаль Александра Суворова, для Михаила она самая дорогая. Хотя есть у пограничника и другие боевые награды: орден «За службу в вооруженных силах» 3-й степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За охрану государственной границы».
Демобилизовался Горнушенко в 2000 году и вернулся в родной Магнитогорск. Сегодня он – заместитель председателя союза ветеранов пограничной службы, а также заместитель председателя союза ветеранов Афганистана. Вся его общественная работа посвящена молодому поколению. Михаил Иванович рассказывает ребятам о подвиге их дедов в Великой Отечественной войне, о героизме солдат, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и осуществлявших контртеррористические операции в Чечне. И сетует: нынешние школьники очень мало знают о боевых действиях в этих «горячих точках». Задача ветеранов – восполнять этот пробел. Ведь пока наша память жива, пока мы помним наших отцов и дедов, которые защищали Россию, мы – непобедимы, уверен Горнушенко.
Фото Динара ВОРОНЦОВА