Магнитогорск. Очередной гость «Хобби-клуба» – организатор и ведущая киноклуба «P.S.» Татьяна Таянова.
Сегодня аудитория киноманов делится на поклонников массового кинематографа, которая составляет большую часть зрителей, и на любителей авторского кино, просмотр которого можно приравнять к консерваторским концертам, экспозициям высокой живописи. Именно оно станет сегодня предметом нашего диалога. Киноклубы существуют во многих городах, однако не у многих есть возможность смотреть авторское кино на большом экране с последующим обсуждением. Магнитогорцы получили эту возможность во многом благодаря нашей героине.
Врожденная киномания
Татьяна Александровна – преподаватель магнитогорского академического лицея, член Союза писателей России, искусствовед и кинокритик, кандидат филологических наук.
Серьезное отношение нашей героини к этому виду искусства началось в 14 лет с первой встречи с настоящим, большим кино – фильмом Ингмара Бергмана «Седьмая печать».
Еще в юности зародилась мечта смотреть фильмы в тесном кругу таких же увлеченных людей с обязательным последующим разговором. Сейчас это настолько вошло в привычку, что ни один просмотр не чувствуется завершенным, пока не обсудишь увиденное или хотя бы не доверишь мысль бумаге. К слову, Татьяна Таянова – автор почти 200 кинорецензий, которые выходили на страницах городских газет, публиковались на известных интернет-порталах «Кинопоиск», «Афиша» и других.
Первые киновстречи были в студенчестве – сперва домашние просмотры с друзьями, затем участие в киноклубе «Сталкер», который вела на худграфе МГПИ Людмила Киреева. Здесь студенчество 1990-х могло посмотреть, тогда еще на кассетах, великолепные творения культовых режиссеров. Но и в этих просмотрах не хватало возможности услышать мысли других, сойтись во мнениях или поспорить.
Расшифровать послание
Постепенно хобби стало делом жизни и подтолкнуло к созданию городского клуба для аудитории, интересующейся фильмами не для всех.
Клуб «Постскриптум» работает уже седьмой год. А начиналось все в 2007 году в стенах академического лицея, где еженедельно в одной из аудиторий собирались вместе с любимым преподавателем несколько лицеисток, занимавшихся в классах гуманитарного профиля, и смотрели фильмы. Концепция клуба тогда была такова, что каждый мог подобрать для просмотра любимую ленту, перед показом представив ее, рассказав немного о режиссере, задав тему дальнейшего обсуждения. Главные критерии отбора – должно быть только авторское и только позитивное кино (что, к сожалению, случается не столь часто именно в этом направлении кинематографа).
Когда количество участников киноклуба переросло лицейскую аудиторию, Татьяну Таянову пригласили к себе руководители Jazz Сinema – управляющий кинотеатром Григорий Бабаянц и директор Виталий Старков. Беседа привела к идее создания на базе кинотеатра некоммерческого проекта − городского киноклуба для всех желающих регулярно смотреть новинки отечественного и мирового кинематографа, которые не поступают в постоянный массовый прокат.
С ноября 2011 года каждую среду в Jazz Сinema собираются любители кино. Первоначально планировалось смотреть в основном российские картины, но не настолько активны наши режиссеры, поэтому в прокате «P. S.» и творчество зарубежных кинодеятелей. После просмотра руководство кинотеатра оставляет киноманам еще час на обсуждение.
Название «Постскриптум» не случайно. В переводе с латыни оно обозначает «после сообщения», для участников киноклуба – это возможность расшифровать в обсуждении послание, которое в своем фильме отправляет зрителям режиссер.
К слову, сама Татьяна, хоть вкратце и представляет картину и режиссера перед показом, но обсуждаемые фильмы впервые смотрит в прокате «P. S.», вместе с участниками клуба, чтобы восприятие было наиболее острым.
Из сотни собравшихся на просмотр, на обсуждение остается около тридцати-сорока, а то и пятнадцати человек. Примечательно, что год от года основная аудитория «Постскриптума» становится все старше. Вновь приходящие киноманы – люди за 30, за 40 и еще более старшего возраста. Порой школьники, лицеисты приводят в клуб своих родителей. Есть среди киноклубовцев те, кто открыто выражает свое мнение, есть те, что приходит только послушать. Живое общение на тему высокого искусства, да еще и с незнакомыми людьми, становится все более сложным для молодежи, считает Татьяна. Новому поколению проще выражать свое мнение на просторах Всемирной Паутины, устраивая совместные просмотры онлайн. Однако Татьяна против переноса общения об искусстве в виртуальное пространство:
Кровавая правда или розовые очки?
Как говорит Татьяна Таянова, исторически тенденций авторского кино остается две – либо «прочь от реальности в метафизические глубины духа», либо реальность показана столь ярко и сочно, что, кажется, чувствуешь запахи и тактильные ощущения героев. Причем по творениям некоторых режиссеров, например, Андрея Звягинцева, сложно понять, находится ли он в нашей реальности или уж очень глубоко забежал в глубины духа прочь от нее.
В современном арт-хаусе нередок депрессивный взгляд на жизнь, критический, острый, злой. Фильмов с нотками иронии, заглядывающих в черные подвалы бытия, появляется гораздо больше, чем сказок, утверждающих, что человек изначально добр и что все будет хорошо.
Покаяние, способность видеть зло в реальности, поиск способов бороться с ним актуальны всегда, и зачастую именно искусство помогает в этом, в отличие от «надевающих розовые очки» сериалов. Однако любители «чернухи ради побед на бьеннале», равно как и экспериментаторы-визуальщики, подобно фокусникам играющие образами жестокости и насилия ради яркости эффектов, не в фаворе у нашей гостьи. Наверное, нельзя быть честным, балансируя на грани глубокого, честного кино и желания как можно успешнее продать свой фильм.
В следующую среду в киноклубе будет просмотр фильма известного ирландского режиссера и драматурга Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», который претендует на шесть номинаций «Оскара» и уже получил награду Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий и четыре премии «Золотой глобус». Однако у Татьяны есть мечта, пока недостижимая, – смотреть со своими одноклубниками на экране талантливые ретро-картины культовых режиссеров Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Альфреда Хичкока.
Просмотр фильма на большом экране, как и прослушивание произведений Бетховена вживую, дает совсем другой эффект. Сейчас много классических произведений мирового кинематографа реставрируют и выпускают в прокат на большой экран. Другое дело, что их могут посмотреть лишь жители столиц, в другие города они не доходят: прокатчики и владельцы кинотеатров провинции уверены, что в прокате они не окупятся. Современной молодежи не хватает кинообразования, считает Татьяна и почти уверена, что когда-нибудь случится чудо, и эти великолепные картины найдут своих зрителей и у нас.
Фото Динара ВОРОНЦОВА