«Тепло родных сердец». Специальный проект для подростков реализовала психолог Ольга Петушкова из Магнитогорска

Проект “Тепло родных сердец” психолог Ольга ПЕТУШКОВА смогла реализовать благодаря Благотворительному фонду «Металлург».

Напомним, в сентябре 2022 года БФ «Металлург» (https://fondmetallurg.ru/) при поддержке ПАО «ММК» и Российского детского фонда впервые провел муниципальный конкурс социальных проектов «Сплав добра и дела». Лучшими были признаны шесть проектов некоммерческих организаций (НКО) и семь от физических лиц. Все они получили грантовую поддержку фонда на воплощение своих идей. Один из них из них – проект руководителя «Академии счастливых родителей» Ольги ПЕТУШКОВОЙ.

Ольга Геннадьевна на протяжении 15 лет возглавляла кафедру психологии развития личности МаГУ, потом ушла в частную практику, в первую очередь занималась темой детско-родительских отношений. Пару лет назад судьба свела ее с проектом «Счастливое детство» (https://vk.com/detstvomgn), который организовала для детей левобережья Дина ВОРОНКОВА. Ольга работала там как волонтер, весной минувшего года узнала о конкурсе БФ «Металлург», в конце мая подала документы, и вот – победа.

– Работа с неблагополучием в семье, с детско-родительским отношениями – ценная профилактика внутрисемейного насилия. В том числе она помогает выстраивать взаимосвязи между подростками и старшим поколением – бабушками и дедушками, которые тоже часто страдают в этих отношениях. И я стараюсь затронуть три поколения, создав у подростков семейные, родовые ценности, – рассказала Ольга Геннадьевна. – Поэтому, думаю, я и нашла поддержку, так как БФ «Металлург» много работает в сфере социальной защиты пожилых людей, и для них очень важно семейное благополучие.

«Тепло родных сердец». Специальный проект для подростков реализовала психолог Ольга Петушкова из Магнитогорска

Ольга Петушкова с ноября до лета наступившего года организует психологическую работу с детьми и их родителями на базе центра «Счастливое детство». В проекте участвуют семьи, где есть проблемы в детско-родительских отношениях, – 15 детей и 10 их родителей. Кто-то уже занимается в «Счастливом детстве», кого-то подсказали психологи соседних школ. Для них разработан комплекс занятий и ряд индивидуальных консультаций для тех, кому требуется личная терапия.

– Российский психиатр Михаил Буянов говорил о том, что неблагополучие ребенка определяется отношением к нему родителей, – констатировала Ольга Геннадьевна. – Если родители относятся к ребенку попустительски, либо, наоборот, авторитарно, то идут искажения в личности ребенка, такое неблагополучие мы и хотели бы исправить. Этот возраст – пробуждение самосознания, когда подросток понимает, что хоть родители и не всегда правы, но и он может что-то тоже изменять в себе и более конструктивно взаимодействовать с ними.

Главные запросы подростков – как обрести самостоятельность, разобраться в себе, как вести себя с одноклассниками и взрослыми. На это все накладывается гормональная буря взрослеющего организма. На занятиях подростки 11-13 лет развивают свой эмоциональный интеллект, личностный потенциал. Они учатся понимать себя и проявлять свою личность, обретают новые способы взаимодействия со сверстниками и родителями. Ольге Геннадьевне удается помочь ребятам раскрутить в обратную сторону спираль негативных эмоций и понять, а, значит, исправить их первопричину.

– Конечно, приятно работать с теми ребятами, которые развиваются, но некоторых нужно буквально вытаскивать из сложного эмоционального состояния, например, после развода родителей или травли в школе, – сказала Ольга Геннадьевна. – При умелом сопровождении взрослого большая эмоциональность подростка регулируется им самим, направляется родителями, складывается внутрисемейная гармония, и ребенок получает возможность двигаться в жизни осознанно, достигать желаемых результатов.

Параллельно идут занятия с родителями – многие из них чувствуют, что нужно что-то менять, но не понимают, что именно. И это действительно непросто: для того, чтобы наладить взаимоотношения с детьми, придется проработать свои детские обиды, неверные убеждения, семейные сценарии, полученные по наследству, найти новые способы взаимодействия и шаблоны поведения в ситуациях, которые раньше заводили в тупик.

– Сейчас совсем другие подростки, и зачастую родители нуждаются в таком просвещении больше, чем дети, которые выросли в этой среде, видят все разнообразие мира, проявляют себя, – отметила психолог. – А родители выглядят зачастую более беспомощными, порой даже паникуют на занятиях, они не понимают, почему подросток так себя ведет, как реагировать на его выходки, как создать доверие и гармонию в отношениях.

В числе наиболее частых проблем родителей Ольга Геннадьевна называет отсутствие эмоционального интеллекта, неумение отпустить ребенка. Особо острой становится реакция на гаджеты – страхи, что ребенок заберется не туда в своих путешествиях по всемирной Сети, что телефон станет важнее учебы, а в основе всего – страх, что ребенок не сможет найти себя в жизни.

Однако бояться гаджетов не стоит. Для ребенка это возможность получить информацию (а вот как с ней работать – надо учить), общение с друзьями, которое выходит в этом возрасте на главный план. Нужно не запрещать, а увидеть повод для общения. Обсуждение просмотренного фильма или достижений в игре – это возможность найти ключик к сердцу ребенка, считает психолог.

Подростковый возраст – время отделения от родителей, когда важнее мамы становится ровесник противоположного пола, и это нормально, но не все взрослые готовы сменить роль наставника на собеседника, и этому тоже учат в рамках проекта.

– Дети растут личностно, им нужно, чтобы их понимали и принимали с их проблемами, а уже родитель может выстроить диалог, что-то обсудить, посоветовать, – сказала Ольга Петушкова. – Но этого навыка ведения диалога нет у родителей, есть только две роли – главный и подчиненный. Мы учимся создавать теплые отношения между родителями и детьми, ведь недаром наш проект называется «Тепло родных сердец». Есть такая фраза: «Если я не являюсь потомком богатых родителей, что мешает мне стать их предком?» Это же можно сказать и о родителях принимающих. Что мешает изменить стереотипы и создать новый стиль общения? Начни с себя. Пойми, что родители в тебя что-то вложили, но это не догма, и ты не ее заложник. Теперь ты – взрослый человек, это твоя жизнь, и ты ее строишь, помогая и своему ребенку развить его личностный потенциал.

Ребята и их родители занимаются в рамках проекта третий месяц, но уже видны первые результаты, а главное – есть воодушевление и желание продолжать работу над собой.

Завершится проект в июне, когда дети и родители выйдут на конкурс «Лучшая семья», где покажут все, чему они научились за это время. Победителей ждут призы, но главное – улучшение отношений и взаимопонимание в семье получат все без исключения.

Exit mobile version