Страховочный вариант. Всегда ли страхование является добровольным?

Магнитогорск. Как избежать ненужных трат, оформляя кредит, можно ли отказаться от страховки, взяв ипотеку? На эти вопросы отвечаем в рубрике «Наш ПотребРазбор».

Сфера страхования уже лет двадцать − один из крупных сегментов экономики. Практически беспрекословно автомобилисты страхуют транспорт, без страхования имущества не заключить ипотечный договор, но в последнее время страховые полисы в буквальном смысле навязывают даже при оформлении небольших потребительских кредитов.

Полис в нагрузку

История младшего воспитателя Нины Ветлюговой схожа со многими другими. Окончательно сломалась стиральная машина. Мастер еще во время прошлого визита предупреждал, что следующей поломки домашняя помощница не переживет. Оплатить так необходимый в быту прибор одним махом Нина Владимировна не смогла, пришлось рассмотреть варианты потребительского кредитования. Правда, отметила женщина, предложений оказалось совсем немного, излюбленной схемы «10-10-10», когда покупка делится на десять частей на десять месяцев и переплата составляет десять процентов, не оказалось. Самым выгодным вариантом стало предложение по ставке почти 37 процентов, да еще и со страховкой. В общем, новая стиральная машина стала крупной незапланированной покупкой. Но больше всего в этой истории нашу читательницу расстроила необходимость заключать страховой договор стоимостью в три тысячи рублей.

К сожалению, Нина не знала, что от навязанного сервиса со страховкой можно было впоследствии отказаться. Существует обязанность страховщика вернуть уплаченную страховую пенсию, если застрахованное лицо передумало заключать добровольный договор страхования.

Пример: При покупке любого потребительского товара − пальто, телевизора, телефона и т.д. вам навязали полис страхования, без него якобы кредит не выдается. Вы были вынуждены поставить свою подпись на бумагах, но у вас есть пять дней, чтобы расторгнуть договор. Для этого обратитесь в местное представительство страховой компании и напишите претензию на возврат уплаченной суммы. Деньги страховая обязана вернуть в течение десяти дней после получения письменного отказа клиента от страховки. Чаще всего сумму зачисляют на кредитный счет либо на вами указанные реквизиты банка. Регулирует возврат средств указание Банка России за номером 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».

Цена имущества

Вопрос, касающийся необходимости страхования заложенного в банке по ипотечному кредиту жилья, задал Михаил Владимирович. Отставной военный рассказал, что семья его сына вынуждена была взять ипотеку. В банке первоначально о страховке ничего не говорили, Уже в момент подписания договора выяснилось, что в цену заложена стоимость полиса за первые двенадцать месяцев, а каждый год из последующий пятнадцати лет придется самостоятельно оформлять страховку. Причем суммы страхования достаточно большие – примерно средняя заработная плата. Михаил Владимирович удручен необходимостью оформления, по его мнению, ненужного полиса. Неужели нельзя обойтись без болезненно дорогого страхования имущества?

Вот как прокомментировали ситуацию в одном из магнитогорских представительств банка. Законом об ипотеке предусмотрено обязательное страхование имущества, если в договоре иное не указано, то заемщик будет вынужден оформлять полис. Другое дело, когда банк не настаивает на обязательном наличии страховки, но при таких условиях всегда будет повышенная процентная ставка, причем вряд ли это окажется соразмерно объему страховки даже при пятнадцатилетнем исчислении.

Другое дело, когда вместе со страхованием квартиры или дома банк навязывает дополнительное оформление полиса страхования жизни и здоровья, а также имущества. При таких обстоятельствах нужно обращаться письменно к руководству кредитного учреждения либо отказаться от займов в данном банке.

Существует и еще одно обстоятельство, которое могут оспорить заемщики в случае, когда предложенная вам стоимость страховки значительно превышает аналогичные полисы других организаций. Заключайте договор, но после подписания документов обратитесь в подразделение антимонопольной службы. В ходе проверки деятельности компании в данном направлении скорее всего будут найдены нарушения, как следствие, вам пересчитают «дело» страховки.

В ипотечном страховании важно еще одно обстоятельство. Если заемщик прекратит страхование имущества в последующие годы, банк вправе потребовать от кредитора досрочно вернуть средства, это право дает ему закон «Об ипотеке».

Вернуть премию

Как правильно составить требование о возвращении части обязательной страховки автогражданской ответственности? Эту тему подняли сразу несколько читателей «МР». Антон вынужден продать машину, а полис на нее будет действовать еще восемь месяцев. Сумма, считает мужчина, внушительная – более девяти тысяч рублей. Еще один автолюбитель хотел бы вернуть страховую премию за три месяца. Даже если она окажется в размере пятисот рублей, отказываться от идеи мужчина не намерен.

В соответствии с правилами ОСАГО (пункт 33) вернуть деньги за не истекший период страхования по полису можно, если:

Чтобы вернуть средства, достаточно обратиться в страховую компанию, написать заявление о возврате, указать причину, номер лицевого счета и приложить копии регистрационных документов. Будьте готовы к тому, что обратно вы получите не всю сумму: страховая премия при выполнении вышеизложенных условий возвращается пропорционально неиспользованным по полису дням за вычетом 23 процентов, начиная с дня, следующего за датой досрочного прекращения действия документа.

Пример: Автомобиль продан в апреле, страхователь обратился в компанию только через два месяца, вернуть деньги за прошедший период не получится. Чем раньше владелец придет в офис после продажи авто, тем большую сумму ему насчитают к возврату.

В случае продажи автомобиля деньги будут возвращаться не с момента заключения договора купли-продажи, а со дня написания страхователем заявления на расторжение. В случае с полной утратой ТС или смерти собственника датой досрочного прекращения договора автоматически будет считаться дата произошедшего.

 

Пожаловаться на действия или бездействия страховой компании можно в Межрегиональный союз защиты прав страхователей, адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, 23, телефон (495) 258-47-87, е-mail.: info@mszps.ru. В Центральный Банк Российской Федерации: 107016, Москва, улица Неглинная, 12, телефон (495) 771 91 00 (многоканальный), сайт www.cbr.ru. В Российский союз автостраховщиков, адрес: 115093, Москва, улица Люсиновская, 27, строение 3, телефон (495) 771-69-44, «горячая линия» 8-800-200-22-75 (бесплатно).

Если вы хотите задать вопрос на интересующую тему, но не решались этого сделать, пишите, звоните нам. Мы постараемся найти истину и сделать полученную информацию доступной для тысяч горожан. Звоните по телефону 26-33-56, присылайте ваши потребительские истории по адресу: проспект Ленина, 74 или на электронную почту: seva.75@mail.ru, не забудьте сделать пометку: рубрика «Наш ПотребРазбор».

Exit mobile version