Чуть более десяти лет назад кандидат в мастера спорта по парусному спорту Евгений АБРАМОВ вернулся из кругосветного путешествия. Вместе с ним в увлекательном приключении участвовали земляки – магнитогорцы Виктор КУТИЩЕВ и Евгений Спиридонов. Эстонец Хе́льдур СУУН – самый опытный член экипажа – сделал команду яхты «Willow Winds» («Ива на ветру») интернациональной.
Любовь к парусам
В детстве и юности летние каникулы Жени Абрамова проходили на воде Заводского пруда. Мальчишка всерьез увлекся парусным спортом, как и многие его сверстники в конце 60-х годов прошлого века. Занятия проходили каждый день, по субботам и воскресеньям устраивались гонки. Вспоминая то время, Евгений отмечает, что увлечение, занимавшее все свободное время, уберегло его от судьбы дворовой братвы.
– До армии я вообще не вылезал оттуда, это была отдельная жизнь. В то время парусный спорт активно развивал ректор горного института Николай Иванович Иванов. Покупались яхты олимпийского класса, устраивались соревнования. Все мы серьезно занимались парусным спортом. Далеко не заглядывали, надо было выиграть город, область, сдать норматив на мастера спорта. Мы дружили, жили вместе в институтском лагере «Юность». Яхтклуб на Банном своими руками строили, камни таскали. Прежде всего, я спортсмен, а не путешественник.
Неожиданное предложение
Среди студентов горного института, которым привил любовь к парусам Николай Иванов, был и Виктор Кутищев. Он и предложил Евгению Абрамову летом 2011 года (к тому времени 53-летнему военному пенсионеру) вспомнить молодость. Но о кругосветке тогда разговора не было.
– «У меня есть яхта, пошли через Атлантику!» – так он сказал. А я больше Черного моря ничего не видел. Представляешь, человек влюблен в парусный спорт, и вдруг ему предлагают пересечь океан! То есть предложение, конечно, умопомрачительное. Естественно, сразу согласился. Я на пенсии, терять нечего, кроме своих цепей, как говорится. Третьим членом экипажа стал Евгений Спиридонов. К сожалению, неделю назад его не стало.
Подготовительный период закончился к сентябрю. Отправная точка путешествия – порт в хорватском городе Пула. Искатели приключений заселились на яхту, и тут владелец и капитан парусного судна огорошил спутников.
– Мы через Атлантику собирались, а Виктор говорит: «Пойдем вокруг земного шара!». Я спрашиваю, это почему? Ответ: «Мне надо сделать кругосветку». Как мне помнится, там что-то связано с квалификацией яхтенного капитана. Либо ты едешь в Англию и сдаешь какие-то экзамены, либо обходишь шарик, и получаешь соответствующую капитанскую квалификацию.
Евгений Абрамов вспоминает те события с изрядной долей юмора. Например, говорит о том, что мореплаватели считают более простой задачей обогнуть земной шар, чем возвращаться из Америки в Европу.
– Пассаты дуют с востока на запад, грубо говоря. То есть ты вышел из Европы и на пассатах долетел до Америки. А как назад? Поэтому многие говорят, что проще обойти вокруг земного шара на пассатах и муссонах, чем потом мучиться и обходить встречные ветра по северному или южному пути. Прямо, вдоль экватора ты никак на парусах не пойдешь, если только на моторе всю дорогу «маслать». Хитрое дело такое… Короче, мы согласились. Виктор сказал, что на кругосветку уйдет года полтора.
В итоге путешествие Евгения Абрамова продлилось восемь месяцев. Он побывал в Италии, Испании, на Канарских островах, в Португалии, Бразилии, Чили, Уругвае, на островах французской Полинезии – Пасхи и Таити. Прошел Гибралтарский пролив и пролив Дрейка, обогнул мыс Горн… Однако мы забегаем (или заплываем) вперед.
Сила океана
Первый серьезный шторм, в который угодили наши путешественники, случился в Мессинском проливе между континентальной Италией и Сицилией.
– На остров, который ассоциируется с мафией, в город Мессина мы прибыли, обогнув «итальянский сапог», пару дней там пробыли и на выходе попали в жуткий шторм. Ветер до 40 узлов, мы хотели вернуться, но капитан сказал: «Пошли, люди же ходят!». Ночь, жуть, яхта на дыбы встает… Потом ветер поутих, и мы уже на среднем ветерке дошли до Палермо, это на западе Сицилии. Там постояли три дня, отдохнули, заправились, купили продукты.
Из Палермо до испанской Пальмы «Ива на ветру» просто долетела. А перед выходом в Атлантику предстояло пройти Гибралтарский пролив – по правому борту юг Испании, по левому – север Африки. Идя этим проливом, экипаж и пассажиры морских судов могут видеть оба берега. Но только в хорошую погоду.
– К Гибралтару подходим, ветер крепчает, а соваться больше некуда, только вперед и подальше от берега. Вдали от него в океане длинная волна – покидало, пошвыряло, и дальше идешь. А к берегу волны укорачиваются, поднимаются, и это очень опасно. Штормовой передний парус поставили на всякий случай, и тут как штормануло, на все девять баллов! Но ветер попутный, и Гибралтар мы пролетели. Конечно, не как на спортивной яхте, обгоняя волны. Яхта у нас круизная, тяжелая, двадцать тонн. Волна подтолкнула, парус уменьшили… Дошли до Мадейры, там три дня постояли, выпили мадеры. Гадость несусветная, но быть на Мадейре, и не попробовать местного крепленого вина – это было бы неправильно.
На Канарских островах, а точнее в порту города Лас-Пальмас на острове Гран-Канария путешественникам пришлось задержаться на тринадцать дней. Ждали, пока доставят и установят на яхту механический автопилот. Там же свою кругосветку в составе экипажа «Ивы на ветру» начал опытный мореплаватель Хельдур Суун, сменивший улетевшего домой Евгения Спиридонова.
– С Канарских островов пошли вдоль Африки к островам Зеленого мыса, сделали остановку в Ка̍бо-Ве̍рде, и оттуда стартанули на Бразилию. На северном пассате прошли экватор, по традиции напились соленой забортной воды. Достигли берегов Южной Америки, а когда шли вдоль Аргентины, встретили новый 2012 год. Я даже искупался в Атлантике. Вода +18, жарко не было. Капитан позволил прыгнуть без привязи. А вообще, даже если яхта с заглушенными двигателям и снятыми парусами, надо привязываться. В океане волна подойдет, и 20-тонная лодка улетит вместе с ней, не догонишь. Так что веревочку на ручку, и плавай. Это когда штиль и возле берега, волны нет, конечно, не надо привязываться. А если посреди океана…
В тропиках страшная жара, купаться нечасто приходится – соль с кожи надо смывать пресной водой, а где ее взять, лишнюю? Но по погоде тяжелее всего пришлось на выходе в Тихий океан.
– Обойти вокруг земного шара и не пройти мыс Горн нельзя. А мыс Горн это кладбище кораблей, там встречаются два океана, жуть что творится. Нам повезло, было однодневное окно, мы прошли по проливу Дрейка, а дальше был шторм, и в него мы не сунулись. Мы обогнули мыс Горн два раза, туда и обратно, и ушли в проливы Патагонии. По проливам вдоль берегов Чили, потом вышли в Тихий океан ближе к тропикам. И там все-таки попали в шторм в заливе Пе̍ьяс. Ветер с Тихого океана, а выходить надо против ветра, паруса не поставишь. Мотор 3000 оборотов, скорость полтора узла, нас швыряет в обратную сторону. Рядом берега, опасно очень. Вот говорят – Робинзона Крузо выбросило на берег. Там не выбросит, а шибанет об скалы так, что ничего не останется. Не дай бог заглох, можешь не сомневаться в своей участи. У океана силища…
Я нормальный человек, поэтому страшно было, конечно.
Оживленное движение
Движение на океанских трассах именно такое, говорит Евгений Абрамов. И впечатляет больше всего то, как путешественники общаются друг с другом. При встрече шкиперы и матросы всегда что-то друг другу посоветуют, подскажут. Например, купить лоцию, чтобы идти по Патагонии.
– В ней все описано, в том числе места стоянок. Все идут по одной лоции, поэтому стоянки уже оборудованы. Дикое место абсолютно, какой-то заливчик, заходишь туда, а к дереву привязана веревка. Подошли, на эту веревочку встали, отпустились как можно дальше, якорь отдали, лодку развернули, растянулись и стоим, никуда не трогаемся. Утром просыпаемся, рядом еще кто-то встал. То есть там места прохожие, движение оживленное.
На каждом шагу встречались французы и англичане. Последние считаются царями морей, однако на глазах у изумленной публики как-то сели на мель.
– Мы тоже однажды чуть не сели. Должны были заправиться топливом, там малые глубины, а у нас 2,5 метра осадка. Хельдур потихоньку заходил на заправку задним ходом, но почувствовал неладное, и дал полный вперед. Заправляться не стали, на другую заправку пошли. А если бы застряли, двадцать тонн попробуй, сдерни, никакой мотор не поможет.
«Восьмерка» в Уругвае
Евгений Абрамов подчеркивает – кругосветное путешествие как таковое не было самоцелью. Он хотел своими глазами увидеть, как живут люди в далеких странах, недоступных для многих соотечественников.
– По приходу в порт у меня было так – яхту вымыли, вычистили, отдраили, соль смыли, рюкзак на плечи и понесся. Мы в среднем по трое суток в каждом порту стояли. Я города все пешком обошел, даже разок заблудился. В Сальвадоре заплутал, местный полицейский выручил, показал дорогу к порту.
Первым городом, где Евгений Абрамов начал пополнять копилку впечатлений, стала сицилийская Месси̍на. Ходил по улицам, заходил в магазины, на рынки. Впервые в жизни увидел мусорные контейнеры разных цветов, а итальянка подсказала, в который из них выбросить пустую пивную банку. В другом сицилийском городе Палермо россиянин убедился в обманчивости европейского фасада.
– Вроде красиво все, свернул в переулок – утонул, кучи мусора, пакеты в грязных лужах. Мне объяснили, что жилищно-коммунальным хозяйством заправляет сицилийская мафия, и денег на вывоз мусора у нее нет. А еще Италия запомнилась пиццей, она меня не впечатлила, я лучше готовлю.
Заботой о человеке вообще, и уважением к пешеходам в частности запомнился Пальма де Майорка – главный город и порт испанского автономного сообщества Балеа́рские острова.
– Покрашенные дороги и дорожки: зеленый цвет для пешеходов, по коричневому ездят велосипедисты, серый цвет для автомобилей, светофоров нет. На что обратил внимание, – пешеходные переходы только в старом городе. А вообще, если решил перейти дорогу, водитель увидит, остановится и пропустит. Первое время меня это даже смущало.
Кстати, об автомобилях. В Уругвае Евгений Абрамов встретил вазовскую «восьмерку» и чуть в обморок не упал.
– Откуда она там? Я понимаю, когда у нас «форды» ездят… Подумал, еще «москвича» найти, и будет полный отпад!
В солнечной Бразилии путешественник обратил внимание на большое количество бездомных. И в Сальвадоре, и в Рио-де-Жанейро. Видимо, климат позволяет ночевать на улице, укрывшись картонкой. А на островах Зеленого мыса, столь популярных среди дайверов и любителей виндсерфинга, а конкретно в Республике Ка́бо-Ве́рде (Атлантический океан, 600 километров от западного побережья Африки) – очень много попрошаек.
– Там в портах везде побирушки. Кабовердец, требующий от туристов посильной помощи, может говорить практически на любом языке, пусть и с ограниченным словарным запасом. А вот русского не знает! Но даже там я нашел человека, точнее, меня к нему привели, который изучает русский язык и неплохо говорит на нем. К несчастью, у него как раз горе случилось, отец умер, он был занят траурными делами и не мог уделить много времени общению. Но ему очень хотелось поговорить с русским на русском. К слову, я везде ходил с разговорником русско-английским, и чуть что в него заглядывал. Вообще, всем советую, и дочке по возвращении сказал – учи языки, пригодится.
Острова Фиджи – Гонконг – Москва – Магнитогорск
Кругосветное путешествие на 16-метровой круизной яхте «Ива на ветру» закончилась для Евгения Абрамова на островах Фиджи в юго-западной части Тихого океана. По предварительной договоренности произошла ротация экипажа, Виктор Кутищев и Хельдур Суун отправились к берегам Австралии.
– У них впереди были Индийский океан и вновь Атлантика. На муссонах дошли до Мадагаскара, зашли в Кейптаун, это Южная Африка, и далее на север до полного круга. Виктор Кутищев – единственный магнитогорец, который совершил кругосветное путешествие на яхте. У него на это ушло тринадцать месяцев, я отсутствовал дома восемь. Нисколько не расстроился, мне это путешествие порядком надоело к тому времени. Мою кругосветку я завершал воздушным путем, улетев самолетом в Гонконг, оттуда в Москву и родной Магнитогорск. Привез массу впечатлений, кучу сувениров и по монетке из каждой страны, где посчастливилось побывать.
Похожие материалы
Фото из архива Евгения Абрамова