Инициатор первого российского проекта в стиле classical crossover, один из ярких участников шоу «Главная сцена» и «Голос», дерзкий разрушитель стереотипов, получивший благословение на музыкальное хулиганство от самого Александра Градского, в то же время – ведущий солист «Геликон-оперы» и приглашенный солист Королевской оперы Стокгольма вновь ворвался в магнитогорскую фестивальную афишу.
Словарь «МР»
Классический кроссовер (англ. classical crossover) — музыкальный стиль, представляющий собой сочетание элементов академической и поп-музыки, а также рока, народной музыки.
У каждого произведения программы «NeOpera» – своя история.
– Еду в такси, слышу мелодию Пахельбеля, и вдруг мне приходит ассоциация, что она по тональности, гармонии совпадает с песней «Наутилуса» «Дыхание», – рассказывает Дмитрий Янковский. – В метро услышал, как гитарист играет «Перемен», и почему-то родилось, что песня по энергетике совпадает с «Танцем рыцарей» Прокофьева. Шел по снегу, у меня в голове крутился вальс Свиридова «Метель», и я подумал, что было бы классно наложить на него: «Зима, холода…» Смотрю «Игру престолов», думаю: какая классная мелодия, обязательно ее нужно с чем-то соединить. С чем? Лейтмотив «Зима близко!» напомнил: «Ой, мороз, мороз…» «Белые розы» я взял, потому что они точно не ассоциируются с оперным пением, этот суперхит мы перевели на итальянский и стилизовали под барочную оперу…
Супруга Стаса Михайлова попросила Дмитрия к 45-летию артиста исполнить его песни в оперной манере – так родилось попурри из хитов Михайлова. После иванушкинских «Туч», породнившихся с «Хабанерой» Бизе и вызвавших взрывную реакцию зала на проекте «Главная сцена», Дмитрий продолжает сотрудничать с автором хита композитором Игорем Матвиенко, работает в его студии.
– Мы не перепеваем песню, а делаем переложение, обработку, и цель наша – популяризация академического искусства. Человеку неподготовленному не сразу дается Бизе, а Бизе с Матвиенко воспринимается намного интереснее, люди реагируют на это очень живо. Образование, вкус, чувство юмора, исполнительское мастерство и подача могут помочь любую песню открыть как новое творческое произведение, – поясняет артист.
Над каждой музыкальной идеей, рожденной и записанной «начерно» Дмитрием Янковским, тщательно работают аранжировщики, партитуры создаются для разных составов – симфонического оркестра, ансамбля народных инструментов, квинтета. Некоторые песни исполняются на итальянском, Янковский прибегает к помощи переводчиков, владеющих его поэтическим вариантом. Так было и с «Белыми розами».
– Можно было «в лоб» перевести словосочетание «белые розы», но мы подумали, что красивее будет звучать «цветок, покрытый инеем», – делится автор проекта секретами творческой кухни. – И таких моментов бывает очень много, это всегда очень интересно. Очень многие люди любят сотрудничать с нашим проектом, потому что это всегда творческий процесс.
За три года, прошедшие с прошлого приезда Дмитрия Янковского, шоу-программа «NeOpera. Классика вне классики» и концепция его музыкального проекта в целом претерпели изменения.
– У нас произошел ребрендинг, название проекта «NeoClassic» сменилось на «NeOpera». Мы внесли в программу много новых композиций, усовершенствовали аранжировки. Переделали пиар-стратегию, чтобы зритель правильно понимал нашу миссию популяризации классической музыки – это происходит за счет правильно построенной программы, правильных постов в интернете и за счет того, что я теперь на концерте объясняю людям, что, зачем и почему, – говорит Дмитрий.
Его проект набирает популярность – на сей раз концерт в Магнитогорске прошел в рамках большого тура по России. После концерта артист обычно проводит блиц-опрос среди музыкантов оркестра о лучшей песне, прозвучавшей на концерте. И всякий раз ему называют разные вещи.
– Дирижеры меня больше всего удивляют, они иногда называют такие песни, которые я бы точно не ставил в разряд самых топовых, – признается Дмитрий Янковский. – Это здорово, потому что мы рождаем искусство здесь и сейчас. Мы все играем вживую и атмосфера, которую мы создаем вместе со зрителями, музыкантами и всеми службами зрительного зала, каждый раз дает разный результат.
Опыт взаимодействия с публикой и музыкантами показал, что концерт нужно воспринимать как «живую ткань», что программа не может быть затверждена раз и навсегда и отработана до автоматизма:
– Мы смотрим, как идет концерт, иногда я понимаю, что нужно пропустить некоторые номера, перейти к «десерту» сразу. Иногда вижу, что наоборот, лучше зрителям дать все и что-то рассказать, объяснить. Каждый раз смотришь, что лучше подать, и это работает каждый раз с разным залом, разной акустикой, разными коллективами. Какие-то оркестры очень консервативны и не идут на баловство, которое заложено в моем проекте, какие-то, наоборот, идут с легкостью, и это бывает настолько неожиданным, что я сам удивляюсь тому, что происходит на сцене.
Проект начался, когда Дмитрию и его супруге и арт-директору Марии Янковской пришла мысль о том, как могла бы прозвучать ария Эбн-Хакиа из оперы «Иоланта», которую исполняет Янковский, если бы композитор Чайковский располагал бы всеми современными музыкальными и техническими возможностями. С этой арии и начался проект в 2013 году.
– Я обратился к аранжировщикам и сказал: «Я уверен, что Чайковский хотел написать арию в рок-стиле», – рассказывает артист. – Если бы у него были бас-гитара, ударная установка, я уверен, что он бы использовал эти инструменты. Я старался минимально менять структуру музыки, а только обогатить ее и заставить звучать немножко современнее. За счет этой подачи у зрителя – именно не подготовленного – ломается стереотип, он понимает, что перед ним стоят оперный певец, дирижер оперного театра, симфонический оркестр. Но сегодня они играют что-то довольно знакомое, причем играют весело, находятся в постоянном контакте со зрителем, и они становятся не просто музыкантами, исполнителями, а артистами. Мы взаимодействуем с дирижером, солистами оркестра, это интересно. Зритель готов прийти и узнать что-то еще. Знакомить с серьезной музыкой надо постепенно, и мой проект как раз – та самая ступень в этой пропасти между поп-музыкой и классикой.
Музыкальный «ералаш» Янковского был воспринят как очень интересный эксперимент дирижером Магнитогорского театра оперы и балета Кириллом Кочетковым и музыкантам симфонического оркестра, они похулиганили с большим удовольствием сначала на сцене Магнитогорского театра оперы и балета, а потом – Сибайского концертно-театрального объединения. Не так уж часто оперным музыкантам удается «отрываться» не в оркестровой яме, а на сцене и быть полноценными участниками шоу. Надо сказать, что сегодня classical crossover развивается в России, в рамках данного направления начинают мыслить и многие классические музыканты, создавая шоу на стыке жанров.
В ближайших планах Дмитрия Янковского – серия благотворительных концертов при содействии Министерства культуры в поддержку ОНФ, возможно, в проект будет включен и наш город. А на память о прошедшем концерте у магнитогорцев осталось фото с Дмитрием Янковским и музыкантами оркестра магнитогорской оперы, которое артист разместил в группе проекта «NeOpera» ВКонтакте.
Похожие материалы
Фото автора