Магнитогорск. Три спектакля Тамбовского государственного академического драматического театра состоялись на сцене магнитогорской драмы в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли-2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.
Тамбовский театр был основан еще в 1786 году великим русским поэтом Гавриилом Державиным, служившим в Тамбове наместником губернатора. На этой сцене блистали гениальные актеры Павел Мочалов, Василий Качалов и многие другие, а совсем недавно, в ноябре этого года, театру присвоено почетное звание академического. Известно, что этого статуса удостаивают с 1919 года крупнейшие и старейшие учреждения культуры России за особые достижения в развитии искусства.
Спектакль «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, когда-то проживший большую и интересную жизнь на сцене магнитогорской драмы, в Тамбове поставили в рамках проекта «Советская классика», его премьера состоялась в феврале 2017 года. Над постановкой работали режиссер из Санкт-Петербурга Сергей Щипицын и питерские художники Артем и Марина Агаповы. В Магнитогорске трогательную историю любви и разлуки проникновенно рассказали прекрасные актеры Анна Тимошина (Гелена) и Сергей Ключников (Виктор). За неполные три часа на сцене они сумели раскрыть драму не только любовную, но и социальную – о взаимоотношениях человека и истории, и, пожалуй, личную − о степени внутренней свободы или несвободы…
Анна Тимошина, работая над ролью, блестяще освоила не только ее богатую эмоциональную и «возрастную» составляющие − актрисе повезло воплотить на сцене сразу три поры тонкой и глубокой женской натуры, польской красавицы Гелены. Большой частью подготовки роли была практически научная работа над национальными особенностями, польским колоритом – начиная от правильного акцента и грамматических ошибок, которые может допустить в русском языке только носитель польского, заканчивая неповторимым «польским характером» героини, известным российскому зрителю в том числе благодаря актрисам и певицам из Польши, немало поработавшим в советском кинематографе и на советской сцене. Консультантом по польскому языку для тамбовской актрисы был священнослужитель Католического прихода Воздвижения Святого Креста в Тамбове брат Вальдэмар Калиновски.
Ну а актеру Сергею Ключникову, судя по всему, пришлось изучить азы виноделия, чтобы убедительно выглядеть в роли доктора наук в этой утонченной сфере. Однако главная наука, освоенная актером в постановке – рассказ о непростом пути взросления человека, превратившегося из молодого студента, недавно вернувшегося с фронта, в солидного ученого.
В финале зоринской пьесы у этого респектабельного человека катастрофически «не хватает времени», чтобы вспомнить себя и свои собственные чувства. Потому Леонид Зорин и говорил об обреченности и абсолютной беззащитности любви как о главной теме «Варшавской мелодии»: «Государство сумеет растоптать вас своим паровым катком. И, сделав свою работу, оно удовлетворенно потирает руки над вашим прахом и над прахом вашего чувства. И два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться».
В трактовке питерского режиссера и тамбовских актеров финал «Варшавской мелодии» звучит куда более обнадеживающе. Виктор и Гелена, возможно, выжили, не став тем самым «прахом», и зритель получил такой желанный намек на то, что два любящих сердца, разделенных когда-то безжалостной государственной машиной законом о запрете браков с иностранцами, вновь будут биться в унисон. Пусть и «двадцать лет спустя». Но ведь, как говорит знатный винодел Виктор, «букет создается выдержкой»…
На магнитогорской сцене тамбовчане показали также «Интимную комедию» Ноэла Кауарда и бессмертную чеховскую «Чайку». В те же самые дни актеры магнитогорской драмы также в рамках межрегиональной программы «Больших гастролей-2017» с успехом представили зрителям Тамбова наши «Темные аллеи», «Изобретательную влюбленную» и «Любовь в большом городе».
Фото Игорь Пятинин