Солистка театра оперы и балета Светлана Жинжикова встретила красивую дату на сцене.
Уникальный голос против абсолютного слуха
В академический вокал Светлана впервые окунулась на третьем курсе Рижского музыкального училища, уже много лет отдав искусству игры на виолончели. В свободное от учебы время она, мечтая об эстраде, исполняла репертуар Софии Ротару, Мирей Матье, Аллы Пугачевой, иногда даже выступала для публики. Однажды к ней подошла немолодая женщина и спросила, не хочет ли Светлана заняться академическим вокалом. Ведь такой уникальный голос − контральто − встречается крайне редко…
«Сама я бы никогда не рискнула взяться за оперное пение, − говорит Светлана Владиславовна. – Оно представлялось мне чем-то старомодным. Мне нравились тогда симфонический оркестр, камерный вокал».
Но заслуженная артистка Латвии Аустра Тауриня, преподаватель вокала Рижского музучилища – редкий дар Светланы первой заметила именно она – около двух месяцев буквально преследовала девушку. И за это время сумела убедить ее в необходимости заниматься оперным пением.
С тех пор Светлана стала постоянным зрителем Рижского театра оперы, порой ходила на спектакли по несколько раз. В итоге через два года она окончила сразу два факультета музыкального училища. Молодую виолончелистку с абсолютным слухом готовы были принять без экзаменов в Рижскую консерваторию. Сделать выбор в пользу виолончели умоляла Светлану ее преподаватель из музыкальной школы. Но упрямая выпускница музучилища не искала легких путей – по наказу Таурини решилась поступать в Московскую консерваторию, ведь педагог по вокалу убедила, что с таким голосом ее туда обязательно возьмут.
И латышская певица не ошиблась – со Светланой готова была работать сама блистательная царица русской оперы Ирина Архипова, но пока в рамках подготовительного факультативного курса, слушателям которого общежитие не полагалось. А тут подруга поехала поступать в Петрозаводскую консерваторию, которая была тогда филиалом Ленинградской, и Светлана решила составить ей компанию.
Так молодая певица приобщилась к азам питерской вокальной школы, ярким представителем которой был преподаватель Виктор Калинкин, обладавший роскошным басом и когда-то служивший в Большом театре. А потом Светлана отправилась поступать в аспирантуру при Московской консерватории – и Ирина Архипова узнала ее по голосу спустя пять лет.
Каждый тактик ее души
Так Светлана стала ученицей великого мастера сцены. Ирина Константиновна учила не браться за исполнение партии, пока не обдумана роль, не создан образ – и в этом за основу она брала обычно внутреннее состояние артиста, его видение.
Марфу Светлана спела «для себя», а на сценах Московского театра оперы и балета имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Новой оперы» ей приходилось в те годы воплощать преимущественно образы мальчиков. Это Лель из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, которого пела когда-то и сама Ирина Архипова, Ваня из «Ивана Сусанина» и Ратмир из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки.
«Ирина Константиновна много работала со мной над тем, чтобы в образах мальчиков я не была “девочкой”, − говорит Светлана Владиславовна.
В те же годы камерное пение у Светланы преподавала вдова Сергея Лемешева Вера Кудрявцева – она передала ей многие секреты мастерства исполнения романсов, когда за две-три минуты нужно успеть раскрыть образ, требовала неустанной работы над четкостью произнесения слов».
Все в певческой судьбе складывалось как нельзя лучше, но в этот момент Светлане вновь пришлось делать судьбоносный выбор. И в силу семейных обстоятельств он оказался в пользу Магнитогорска. В столичных театрах долго ждали ее возвращения. Но Светлана Жинжикова не жалеет, что не воспользовалась возможностью вернуться в Москву.
«Семья для меня всегда на первом месте. Я не готова пожертвовать ею ради работы», − говорит артистка.
Страсти по Кармен
В выборе певицы были свои несомненные плюсы – в Магнитогорске Жинжикову ждала работа в академической хоровой капелле имени Семена Эйдинова, где она пела сольно большие сочинения. Среди них «Реквием» Верди, «Страсти по Матфею» Баха и другие произведения. Пополнился и камерный репертуар.
В Магнитогорский театр оперы и балета певицу пригласил тогдашний художественный руководитель и главный дирижер Николай Эйбергард. Светлане предстояло петь как контральтовые партии, коих в репертуаре театра обычно бывает не очень много, так и партии, написанные для меццо-сопрано. Войти в серьезную профессию оперной певицы помогали записи лучших исполнителей той или иной роли – до сих пор непревзойденным авторитетом для Светланы Жинжиковой остается, например, Тамара Синявская.
Сначала певица выступала в концертных программах – исполняла «Хабанеру» из «Кармен» Бизе, арию Леоноры из «Фаворитки» Доницетти. Первым оперным спектаклем Светланы Жинжиковой была «Травиата» Верди.
А любимыми оперными ролями станут Кармен и Сузуки из «Чио-Чио-Сан» Пуччини – в них певица находила что-то родственное своей душе, а потому чувствовала себя в этих образах органично. Настолько, что после спектакля «Кармен» обычно не спала до утра, снова и снова переживая судьбу и смерть своей героини. «Ты неси образ, но сама туда не «запрыгивай»!» − предупреждала Светлану Жинжикову Ирина Архипова. Но, видно, так трудно не поддаться обаянию одного из ярчайших женских образов мировой оперы…
Свой юбилей Светлана Владиславовна встречала, как истинная артистка, в дороге и на сцене – на этот день выпала поездка коллектива Магнитогорского театра оперы и балета в Агаповский район, где юным и взрослым зрителям представили музыкальную сказку «Летучий корабль».
Фото предоставлено МБУК «МТОиБ»