На связи 24 часа в сутки – это дежурная часть полиции. Ее сотрудники первыми принимают информацию о совершенных преступлениях и помогают ловить преступников, не покидая служебный пост. О буднях «дежурки» – в материале «МР-инфо».
Раньше 10 ноября был Днем милиции. Сегодня это профессиональный праздник сотрудников органов внутренних дел РФ. Как известно, если театр начинается с вешалки, то полиция – с дежурной части. И если вы думаете, что сотрудники «дежурки» не участвуют в поиске преступников и раскрытии преступлений, то сильно ошибаетесь.
О службе в полиции, о том, чем живет «дежурка» и какие навыки здесь требуются «МР-инфо» рассказал начальник смены дежурной части ОП «Ленинский» УМВД Магнитогорска майор полиции Владимир Чулаков.
– Служить в полиции – мечта детства?
– Ну, не то чтобы детства. Когда учился в старших классах, наблюдал за своим участковым в деревне – как он нес службу. Мне нравилось. Потом пошел в училище на автокрановщика. Отучился, но выбрал милицию. Это почетная профессия, помощь гражданам, неравнодушие.
– Сколько лет уже работаете в полиции? С чего начинали свою карьеру?
– В 2004 году окончил профессиональное училище. В это время был набор в патрульно-постовую службу. Пришел, поинтересовался, устроился на стажировку. В ППС отработал 11 лет, затем перешел в дежурную часть.
– Первый день работы в полиции помните? Каким он был?
– Сейчас уже не припомню деталей. Сначала, во время стажировки, с сотрудниками милиции в гражданском ходил. Эмоций много, конечно, было. Было интересно, играла гордость, что милиция не просто так форму носит, а защищает народ. А уж когда форму надел…
– Почему перешли из ППС в дежурную часть?
– Пошел на повышение – по должности и по званию. В 2014 году приехал из Дагестана из командировки, полгода отработал командиром взвода в ППС и ушел в дежурную часть.
– В чем заключается работа сотрудника дежурной части? Это не только прием заявлений?
– В основном это прием заявлений, звонков, поступающих на служебный телефон, а также реагирование на вызов. Все начинается с дежурной части. Звонок поступил – регистрируешь, организовываешь незамедлительно выезд наряда, либо следственно-оперативной группы.
– С чего вообще начинается рабочий день дежурного?
– Рабочий день начинается с приема смены. Каждый дежурный должен владеть оперативной обстановкой, знать ориентировки и всю информацию о совершенных преступлениях в районе. Именно дежурный утром взаимодействует со следственно-оперативной группой, участковыми. Да, наверное, нет службы, с которой бы мы не контактировали…
– Что самое сложное, на Ваш взгляд, в работе дежурного?
– На данный момент это очень большой объем работы – как письменной, так и устной. Фиксация любого заявления, звонка, телефон не замолкает. Порой еще не успел положить трубку, уже поступает новый звонок. Количество обращений растет.
– Сколько обращений в день приходится обрабатывать сотруднику дежурной части? Когда самый пик?
– Мы заступаем на сутки, и за смену стабильно 70-80 обращений. А бывает, что и за 100 звонков переваливает. Час пик, когда в определенное время шквал звонков – у нас нет такого. Могут и день и ночь звонить. В праздники заявок меньше. А вот после праздников обычно наплыв сообщений, вспоминают, что кого-то побили, у кого-то что-то украли. Бывает, что в праздники нам в дежурную часть звонят, поздравляют – с Днем полиции, например, с Новым годом, благодарят за работу.
– В полиции обязаны регистрировать все обращения? Бывает, что отказываете, если не по адресу обратились?
– Нет, мы регистрируем любое обращение. Неважно, к нам, не к нам… Все проверяем, потом уже разбираемся, перенаправляем материал по подследственности или территориальности. Не по адресу на самом деле обращаются нечасто. Бывает, что территорией ошибаются. Из Правобережного или Орджоникидзевского района звонят нам, в Ленинский. Но все заявления принимаются независимо от территориальности.
– Какие обращения от магнитогорцев поступают чаще?
– На первом месте мошенничества – это самые распространенные сегодня преступления. В сутки как минимум 1-2 заявления о мошенничестве точно есть.
– Самую сложную свою смену помните?
– Они каждый день сложные (смеется – прим. ред.). Конечно, если за сто обращений – это сложные сутки, это много материалов, куча звонков.
– Трагедия, которая произошла в ночь под Новый год в Магнитогорске….
– Это была не моя смена, но звонков было много. Кто-то пропал, не выходил на связь и люди звонили узнать о близких – доставляли такого-то или нет. Звонили и в праздничные дни. Люди были напуганы – были звонки по поводу запаха газа, замеченных подозрительных пакетов.
– Какие требования к сотруднику дежурной части? Какими навыками, качествами он должен обладать?
– Надо уметь квалифицировать правонарушения, отличать административное правонарушение от преступления. И также по степени тяжести. Если бытовая заявка, то лучше участкового отправить – на своей территории он людей знает. Но самое главное – это умение слышать звонящего, ведь очень часто человеку кажется, что его проблема неразрешима, а ты должен выслушать, успокоить…
– Сотрудник дежурной части – это еще и психолог?
– Да, приходится людей успокаивать. Бывает, что звонят в слезах, кричат, даже непонятно, что случилось. Сначала надо человека успокоить, чтобы все пояснил внятно. Это, конечно, затягивает время. Говоришь ему, что делать, что наряд сейчас прибудет, объясняешь, что надо выйти к подъезду или что-то еще.
– Владимир Сергеевич, каковы Ваши задачи, как начальника дежурной смены?
– На сутки заступает следственно-оперативная группа, которая выезжает непосредственно на преступления. Не просто на заявку, где муж побил, а именно, где кражи, мошенничества, угоны. При поступлении таких звонков начальник смены сначала квалифицирует, чья подследственность – следствие, дознание – затем собираем следственно-оперативную группу, ставлю задачи, что нужно выяснить, сделать. По приезду принимаю материал – что сделано, что не сделано и почему.
– Со стороны может показаться, что работа в дежурной части – это больше рутина. Есть уголовный розыск, где распутывают сложные преступления. Оперативники выезжают на место происшествия… Вы не мечтали о погоне за преступниками?
– Мы тоже гоняемся за преступниками, пусть и не в буквальном смысле. Потому что, когда совершается преступление, скажем, на улице, мы в первую очередь от потерпевшего информацию принимаем. Он рассказывает приметы жулика, куда побежал. И мы начинаем передавать это все в эфир, определяем места, где он может быть. Указываем, кому куда ехать. У нас есть план по нему начинаешь расставлять наряды. Это делает начальник смены дежурной части непосредственно. Важное умение грамотно задать вопросы потерпевшему, логика. Чем больше информации от потерпевшего узнаешь, тем быстрее преступление будет раскрыто. Ну и знание района необходимо, мест, где может укрываться преступник. Рутиной нашу работу не назовешь.
– С чем бы вы сравнили дежурную часть полиции?
– Это скорее всего центр управления – не городом, конечно, но районом. Вся информация в первую очередь стекается в дежурную часть и от нее уже начинается работа.
– В соцсетях периодически можно увидеть жалобы, мол, в дежурную часть полиции не дозвониться… Преувеличение?
– Проблемы нет, что не дозвониться. Просто звонить надо. Гражданам объясняем, что они не одни. «Вы трубки не берете!». Мы может и не берем, потому что мы разговариваем по параллельной линии. Завершаем работу с одним заявителем, принимаем вызов от другого.
– Есть какой-то регламент, в течение какого времени дежурный должен ответить на вызов, и сколько времени должен потратить на обработку обращения?
– Регламента нет. Но рекомендуемое время обработки – 5-10 минут на звонок. Это на то, чтобы поговорить, выслушать, зафиксировать и направить наряд.
– Кто вы за пределами отделения? Спортсмен? Садовод? Может быть, на гитаре играете?
– Да, занимался греко-римской борьбой, дзюдо. Сейчас спортом занимаюсь для себя – побегать, поподтягиваться, приемы поотрабатывать. Рыбалкой увлекаюсь по выходным.
– Что хотели бы пожелать коллегам в профессиональный праздник?
– Терпения – это в первую очередь. Семейного благополучия. Мирного неба над головой. И карьерного роста.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА/Мария МОРЩАКИНА