Магнитогорск. Ко дню учителя корреспонденты «Магнитогорского рабочего» встретились с педагогом Серафимой Бахтиной.
Книжное детство
Серафима Бахтина с детства слышала такие имена, как Лермонтов, Лесков, Салтыков-Щедрин, баснописец Крылов. Эти и другие великие русские писатели родились или жили в Пензенской губернии, теперь, конечно, области. Городок, в котором наша героиня поступила в педагогическое училище, носил имя литературного критика Белинского, рядом с малой родиной Серафимы Петровны – село Тарханы с музеем-квартирой русского поэта Михаила Лермонтова, чуть дальше – места, где родился не менее великий писатель Александр Куприн, по соседству – музей-усадьба Александра Радищева. Вся псковская земля, кажется, пропитана литературным духом. Вот и стала Бахтина учителем русского языка и литературы, хотя, как сама вспоминает, в ту пору ее учитель математики обиделся: он-то думал, что его воспитанница предпочтет точные науки.
Магнитогорск молодая учительница выбрала потому, что здесь жили ее родственники.
Приехала − и осталась на всю жизнь. Ее педагогический стаж на сегодняшний день − 45 лет. И Серафима Петровна продолжает трудиться, не потому что не может без работы, хотя, что скрывать, и не без этого, просто остается молодой душой, активной. А главное – нужной, в один голос уверяют ее коллеги.
Не ругать – хвалить!
В школе №8 Бахтина работает больше двадцати лет и остается гордостью педагогов этого образовательного учреждения. Здесь ею очень дорожат. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лидия Куряпина вспоминает, как пятнадцать лет назад сама пришла в восьмую школу, стала знакомиться с методической частью, посещала уроки, пришла и в класс к Серафиме Петровне – просто так, без предупреждения и была поражена.
– Это лучшее, что я видела! – до сих пор восхищается коллегой завуч. – Настолько логично выстроен урок, все продумано до тонкости, до мелочей. Опыт, помноженный на талант, дает свои плоды: дети считают за счастье учиться именно у Бахтиной. Хотя сама Серафима Петровна называет себя самым обычным учителем, просто много работающим.
− Я очень эмоциональна, даже могу прикрикнуть на детей, но они не обижаются, − признается учитель, − знают, когда заслужат – похвалю.
На похвалы Серафима Петровна не скупится. Некоторые педагоги ребенку с «клеймом» троечника по инерции ставят тройки, но не Бахтина. Если середнячок на уроке активно работает – похвалит и обязательно поставит пятерку, у того словно крылья вырастают, уверенность в себе появляется.
И работает она нетрадиционно: знания доносит с помощью таблиц, схем и алгоритмов. Разрабатывает их вот уже много лет сама. Это сегодня появились разные методические разработки, в которых есть таблицы и схемы. Увидела их Бахтина – плечами пожала. Она-то давно до этого сама додумалась. Помогло логическое мышление, любит она все по полочкам разложить так, чтобы самый слабый ученик понял правило. Даже стихи для этого придумывала.
На своих уроках Серафима Петровна большое внимание уделяет логическим упражнениям, систематизации материалов, всегда работает с алгоритмами и таблицами. Началось с того, что однажды задумалась: как помочь детям – они получают такой объем информации, с которым не могут справиться. Выходят с урока – и уже не помнят, о чем там шла речь. Вот и придумала такую систему, которая позволяет лучше запоминать. Поэтому ее ученики всегда хорошо пишут тесты. Несколько лет назад в школе была проверка из областного центра, восьмиклассникам Бахтиной дали сложнейший тест чуть ли не для одиннадцатого класса – справились с ним все. Это ли не гордость для учителя, признание правильности ее методики.
Стопроцентный результат
Сегодня педагог работает со старшеклассниками – готовит их к сдаче единых госэкзаменов. Ведь русский язык – это основной предмет, экзамены по нему сдают все. Причем у Бахтиной с высокими показателями, в основном от восьмидесяти с лишним баллов и выше. Есть и стобалльники. Это результат творческого тандема ученика и учителя, уверена наша героиня. Не случайно ее дважды, в 2015 году и нынче, награждали дипломами главы города за работу с одаренными детьми.
К сдаче ЕГЭ Бахтина подходит как к собственным экзаменам, сначала решает все задания. Понимает: там, где запнулась сама, будет сложно и детям, поэтому на эти темы обращает особое внимание. И даже на пробу сначала сама пишет сочинение, а потом уже предлагает ученикам. А как иначе? – учитель обязательно должен пропустить все через себя, говорит Серафима Петровна.
Такой подход педагога дает результаты – многие выпускники Бахтиной поступают в ведущие вузы страны – московские, санкт-петербургские и другие. И профессии часто выбирают филологические. Сказывается влияние Учителя с большой буквы.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА