Ежегодный конкурс проходит на базе Объединения городских библиотек Магнитогорска и культурного центра «Век», в числе его организаторов также Союз российских писателей. Партнерами фестиваля выступают Российская государственная библиотека для молодежи (Москва), Центральная городская публичная библиотека имени Маяковского (Санкт-Петербург), Российский фонд реализации социальных программ (Москва). Мероприятие состоялось при поддержке администрации Магнитогорска и Президентского фонда культурных инициатив.
Фестиваль в цифрах
В этом году «Видеостихия» собрала рекордное количество заявок – 450, в лонг-лист были отобраны сто работ. В конкурсе участвовали авторы в возрасте от 14 до 78 лет из всех уголков России от Камчатки до Севастополя, а также из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Израиля, Франции, Литвы, Армении, Люксембурга. Масштаб фестиваля расширяется с каждым годом, растут его популярность и авторитет, а видеопоэзия – уникальный синтез поэзии и кино и новое явление в искусстве – завоевывает все больше поклонников.
Итоги нынешнего конкурса видеопоэзии подводились в девяти номинациях, из которых основными являются «Классика жанра», «Современная поэзия» и «Поэзия Урала», также жюри учредило 16 специальных дипломов, ведь работ, достойных поощрения, было очень много. Благодаря поддержке, обретенной фестивалем, обладатель Гран-при получил сертификат на пятьдесят тысяч рублей, победители основных номинаций и обладатель спецдиплома от председателя жюри награждены сертификатами на двадцать тысяч рублей, победители остальных номинаций и обладатель спецдиплома «Образ поэта» получили сертификаты на десять тысяч рублей.
О форме и содержании
Вспоминая, как рождался фестиваль, его создатели Игорь ГОНЧАРОВ и Наталья КАРПИЧЕВА, а также члены фестивального жюри, отмечают рост профессионального уровня конкурсных работ. Об этапах развития, которые прошел жанр видеопоэзии за это время, рассуждает сопредседатель жюри главный режиссер омского Пятого театра Максим КАЛЬСИН:
– Если провести аналогию между отдельным индивидуальным художником и «коллективным художником», то на первом этапе человек, еще не обладая маэстрией, какими-то навыками, прежде всего, хочет высказаться: сказать что-то очень важное, искреннее вне зависимости от формы. На втором этапе он приобретает маэстрию, овладевает приемами, и начинается упоение формой. А на третьем этапе человек, у которого уже есть в руках профессия, становится опытным художником, и к нему возвращается желание сказать что-то главное и по сути. И тогда он часто отказывается от излишнего формотворчества и начинает снова говорить. Мне кажется, сейчас фестиваль находится на втором этапе. Будем ждать наступления третьего, появления каких-то человеческих, наполненных глубоким содержанием высказываний.
Впрочем, форма – в том числе человеческий голос, озвучивающий в видеоролике стихи, по силе воздействия порой не уступает самому содержанию. Это можно сказать, например, о семейном творческом проекте обладателей диплома первой степени в номинации «Классика жанра» Дениса и Юлии МЕЛЛЕР (Петрозаводск) – фильме-ожоге «А нас искают немцы и собаки» на стихи шестилетней узницы гетто Аллы Айзеншарф. Детские голоса с их удивительно искренними интонациями в сопровождении анимации на основе детских рисунков – что может пронзительнее рассказать о жизни маленькой девочки в нацистском лагере?
В номинации «Современная поэзия» первое место члены жюри решили не присуждать ввиду отсутствия явного фаворита. Одна из работ – ролик «Анабель» Наты ЗВОНКИ из Севастополя на ее собственные стихи, завоевавший диплом третьей степени, основан на реальных событиях периода советско-кубинской дружбы. А оригинален он тем, что снят в стиле латиноамериканского телесериала.
Не очень смело берутся авторы за работу над стихами уральских поэтов, тем отраднее, что победу в конкурсной номинации «Поэзия Урала» одержала наша землячка, ныне живущая в Санкт-Петербурге Олеся АНИСИМОВА с роликом «Суровый танец» на стихи другой нашей землячки Людмилы Татьяничевой.
– Здесь авторы клипа привнесли некоторый новый смысл в стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне, – говорит член жюри издатель и культуртрегер Марина ВОЛКОВА. – Они включили сцену, которая изменила настрой стихотворения – в видеоролике появился мужчина, который обнимает одну из танцующих женщин. Это нотка нежности, любви и, прежде всего, нотка надежды на светлое будущее.
Среди работ-победителей различных номинаций большой эмоциональный отклик зрительской аудитории и жюри получил ролик «Черный человек» Александры КОНКИНОЙ из поселка Внуковское (первое место в номинации «Русский авангард» и специальный диплом «Поэзия без слов»). Средствами анимационной экранизации и музыкального сопровождения при отсутствии хотя бы единственного произнесенного слова автор продемонстрировала глубокое погружение в поэтический и биографический материал и собственное осмысление образа поэта Сергея Есенина и трагической поэмы, ставшей его последним крупным произведением. Этот видеоролик назвали находкой фестиваля.
Не оставило зрителей равнодушными и видео на сонет собственного сочинения Жанны Селезневой (Баранчинской) из Зеленограда «Боль» (первое место в номинации «Сонет жив»), и многие другие работы фестиваля, в том числе, не получившие наград.
Высоко оценив взаимную гармонию всех компонентов видеоролика, члены жюри присудили Гран-при фестиваля «Видеостихия-2022» Дмитрию КОВАЛЕНИНУ из Самары за видеоработу «Читая Гоголя» на стихотворение современного поэта Андрея АМЛИНСКОГО. Обладатель главного приза также завоевал второе место в номинации «Классика жанра» с «Балладой о морской воде» Гарсия Лорки. А видеопоэзию лучший автор нынешней «Видеостихии» определил как «танец» нескольких видов искусства.
Из лучших роликов пятого фестиваля будут собраны премиум-коллекции для показов в учреждениях культуры, образования и в сети интернет.
О пути «взросления» жанра видеопоэзии и пожеланиях на будущее – член жюри, литературный и кинокритик, член Союза российских писателей Татьяна ТАЯНОВА:
– Есть определенная тенденция, связанная с прочтением классики, когда видишь текст поэта XIX или начала XX века, а рядом с ним – нашу современность, то, что происходит в XXI веке. Это очень интересно и правильно – так пробовать прочитать стихи. Есть и слишком кинематографическая видеопоэзия, реалистически-кинематографическая. Все-таки видеопоэзия – это не совсем кинематограф, мне кажется, здесь видеоряд должен быть далек от реализма даже при условии, что перед нами мегареалистичный Роберт Рождественский. Стихи – это всегда, прежде всего, не прямой ход, не прямой видеоряд, не прямота подачи, а намек и тайна.
Прежде всего, нужно руководствоваться содержанием стихотворения, но нельзя позволять ему диктовать себе, потому что ты создатель, второй автор этого же произведения искусства. Художественная смелость, оригинальность всегда возможны только там, где глубина, а не эпатаж. Однако важно не «убивать» стихотворение своей индивидуальностью. Хотелось бы в видеопоэзии видеть синтез разных видов искусств внутри видео: не только кино, но и танца, пантомимы, театра, музыки.
Похожие материалы
Фото кадры из видеороликов фестиваля