Еще одной значимой датой октября стало 90-летие магнитогорского высшего педагогического образования.
Высокое призвание
Началась экскурсия по экспозиции «Учителя не умирают – они живут в учениках», проведенная ее куратором научным сотрудником музея Еленой КОЗЛОВОЙ, с высоких философских обобщений о великой роли учителя в истории человечества. Помогли в этом работы молодого скульптора Алексея ЛЕОНОВА, отражающие образы великих учителей всех времен и народов – фотографии этих скульптур вместе с высказываниями о воспитании, образовании и педагогике размещены на выставке.
Здесь можно узнать, например, что великий учитель человечности в человеке Конфуций учил учиться, указывая, что ученость ведет к воспитанности, воспитанность – к культуре, а культура – к бессмертию. А Махатма Ганди, создатель нескольких школ в Индии и Африке, был убежден, что единственный путь мирного улучшения жизни на земле – это образование и воспитание людей. Он писал о том, что учитель – это центр любой педагогической системы, и он может при желании устранить многие недостатки существующих систем.
Немало недостатков было в разных сферах жизни Магнитогорска на заре его истории. Строить город приезжало много неграмотных людей, но заводские агрегаты сооружали по сложным чертежам, и на стройке должны были работать сложные механизмы. Первостроители остро нуждались в образовании, это стало заботой отдела народного образования и учебного комбината завода.
В разделе выставки, посвященном ликвидации безграмотности в Магнитогорске, находится документ «План кампании ликвидации безграмотности Всероссийской чрезвычайной комиссии от 1921 года». Выводы плана гласят: «В первой в мире Трудовой Республике, какою является РСФСР, не должно быть ни одного неграмотного. Обучить все взрослое население грамоте, пробудить в нем интерес к окружающему миру и дать фактическую возможность реально и сознательно участвовать в производственной и общественной жизни страны – вот цель и смысл ликвидации безграмотности». ВЧК была разработана общеобязательная для всей РСФСР программа обучения в ликвидационных пунктах.
Уже в 1930-31 годах в Магнитке за парты сели более семи тысяч взрослых безграмотных. Пункты ликбеза располагались в красных уголках, бараках, клубах, профкомах по месту работы. Одна из учительниц ликбеза М. П. Мельникова вспоминала: «Одна комната в бараках была выделена под занятия. Каждому хотелось, чтобы это была его комната. Никого никогда не звала, люди шли сами: и 70-летние, и 15-летние. Учиться хотелось всем, никто не стеснялся своей безграмотности. Люди очень уважали и почитали учителей», – об этом рассказывал «Магнитогорский рабочий» от 12 января 1990 года.
В станице Магнитной каждому учителю была выделена целая улица, жителей которой он обучал начальной грамоте. Ученики приходили в школу по вечерам. К некоторым учителя приходили на дом, например, к многодетным матерям. К 1936 году в городе было более трех тысяч ликпунктов, в них обучались 12223 человек.
Мария Александровна Осяева-Власова вела группы ликбеза на первом мартене и в клубе металлургов на одиннадцатом участке. Там учили писать деловые бумаги, заявления, характеристику, письма. Учебник был только один – у учителя. Бумагу и ручки выделял профком комбината. История сохранила имена учителей ликбеза Сергея Веснянкина, Ивана Елисеева, Анны Дмитриевны Карелиной, Тани Скворцовой.
Семимильными шагами
В 1930 году в Магнитогорске созданы первые школы. Магнитогорское фабрично-заводское училище открылось в Верхнеуральске, а в 1931 году оно было переведено в наш город. Также созданы горный и металлургический техникумы.
По ходатайству управления Магнитостроя об открытии высшего технического учебного заведения в 1931 году начал работу инженерно-строительный институт, филиал Уральского строительного. Вслед за ним появились металлургический, горнорудный, энергетический. В 1933 году произошло их объединение – так возник горно-металлургический институт, который располагался в Соцгороде на улице Пионерской, а позже – в здании школы у горы Атач.
Также в 1931 году была создана первая вечерняя рабочая музыкальная школа (для взрослых!), которая стала основой для создания первой детской музыкальной школы. В постановлении Горсовета от 8 июля 1931 года говорится: «Музыка является одним из рычагов социалистического строительства и культурной революции… Признать необходимой организацию вечерней рабочей музыкальной школы как центра разворачивания массовой музыкальной самодеятельности».
В октябре 1931 года было принято решение о создании педагогического техникума. В город приехала группа учащихся Челябинского педтехникума, которые стали первыми педагогами будущих учителей Магнитки. Первый выпуск педтехникума состоялся в 1935 году. Он был предшественником Магнитогорского педагогического колледжа.
В 1932 году был открыт медицинский техникум, первый выпуск которого состоялся в 1935 году – из стен учреждения вышли 42 специалиста.
А 1 октября 1932 года является датой основания вечернего индустриально-педагогического института. Много преобразований претерпел педагогический вуз за долгие годы своей почти вековой истории, но сохранил свое назначение и сегодня, существуя под названием Института гуманитарного образования при техническом университете.
К 1934-35 учебному году в Магнитогорске была создана большая сеть школ во временных деревянных зданиях барачного типа – работали пять средних, пятнадцать неполных средних и 22 начальных школы, в них учились 22576 человек. В 1934 году было начато строительство капитальных школьных зданий под руководством специально созданного в ГорОНО строительного отдела, и 1 сентября 1935 года в Магнитогорске распахнули двери восемь новых двухэтажных школ, что стало выдающимся событием в жизни народного образования молодого города.
Магнитогорск пионерский
Один из разделов музейной экспозиции посвящен истории пионерии Магнитки, которая всегда была на передовой добрых начинаний. В годы Великой Отечественной войны многие школьные здания были отданы под госпитали, еще часть были заняты мастерскими и общежитиями эвакуированных ремесленных училищ. Многие школы оказались в тесных и неприспособленных помещениях, уроки велись в три смены. Проблемой стало отопление школ, и нередко зимой детям приходилось заниматься в пальто. И далеко не у всех была теплая одежда и обувь, чтобы ходить в школу.
Вот как описана работа 27-й средней школы Орджоникидзевского района в 1942-43 годах: «К ребятам, которые нерегулярно посещали школу, учителя приходили на дом для обследования бытовых условий и выяснения их нужд. Школа оказывала посильную материальную помощь, выдавая талоны на одежду, обувь, питание и починку обуви, применяя помощь в первую очередь в отношении детей фронтовиков».
Администрация школы заключила договор с совхозом «Поля орошения», согласно которому совхоз вспахивал пришкольный участок и обеспечивал школу семенами, а школа отправила для работы на полях совхоза три бригады в составе 60 человек.
Школа взяла шефство над госпиталем, пионеры помогали раненым бойцам читать и писать письма, чинили и гладили белье для госпиталя, проводили концерты. Было собрано много подарков, в том числе кисеты с табаком, носовые платки, воротнички, бумага, карандаши, конверты, посуда. В каждом пионерском отряде были созданы тимуровские команды и прикреплены к семьям фронтовиков для оказания посильной помощи.
Энтузиасты народного образования
В послевоенное время образование в Магнитогорске делает серьезный рывок в развитии. Открываются новые школы, реализуются новые программы.
Борис Павлович Агапитов, создавший первую в СССР школу с музыкально-эстетическим уклоном и руководивший ею на протяжении более двадцати лет, мечтал о множестве подобных школ, направленных на эстетическое воспитание молодежи, потому что музыка, в первую очередь, способна воспитать художественный вкус, гражданское сознание, ответственность и повысить уровень образованности человека в целом.
В 1990 году в Магнитогорске прошла советско-американская международная конференция по педагогике «Советско-американский педагогический университет «Рукопожатие через океан». Американский педагог Либби Цинман-Шварц в своем выступлении от имени учителей Нью-Джерси подчеркнула: «Не так давно именно советские достижения в исследовании космоса поразили нас и побудили к тому, чтобы мы занялись улучшением преподавания естественно-научных дисциплин. Сегодня, в эру вашей гласности, вы устремляетесь к нам, чтобы лучше узнать демократичность преподавания, характерную для американских просветителей, тогда как нам необходимо изучить в очередной раз те приемы, при помощи которых советские учителя поддерживают у учащихся уважение к учебным дисциплинам, почитание авторитетного мнения».
Некоторые секреты успехов советского образования можно узнать из сборника, выпущенного советом клуба учителей-ветеранов Магнитогорска, под названием «Энтузиасты народного образования Магнитки», который представлен на выставке. В нем – рассказы о выдающихся учителях нашего города, в том числе о тех истинных подвижниках, которые стояли у истоков развития образования в городе. О некоторых из них «Магнитогорский рабочий» планирует рассказать своим читателям в будущем году в рамках спецпроекта, посвященного Году педагога и наставника.
Двести заслуженных наград
В Магнитогорске более двухсот учителей, ставших заслуженными учителями России в период с 1940 по 2010 годы. Выборка произведена из Энциклопедии, в которой числятся около 1200 учителей Челябинской области, награжденных этим званием. Список этих педагогов также можно увидеть на выставке. Почетное звание «Заслуженный учитель» установлено в 1940 году.
Об одной из легенд образования Магнитки, удостоенной звания заслуженного учителя – Валентине Андреевне Шакиной, выпускнице Магнитогорского педагогического училища и Магнитогорского государственного педагогического института, подробно рассказывает музейная экспозиция.
Валентина Андреевна работала в магнитогорской школе № 61 со дня ее основания учителем трудового обучения. В 1987 году модель учебного кабинета трудового обучения младших школьников, разработанная учителем, была представлена на ВДНХ и удостоена бронзовой медали выставки. Материалы Валентины Андреевны регулярно занимали призовые места на мероприятиях районного и городского уровней. По воспоминаниям директора школы №61 Виталия Александровича Чижкова, организация труда на уроках Валентины Шакиной была продумана до мелочей: на парте каждого ученика были смонтированы специальные металлические пластины для работы с деревом, металлом, инвентарь для крепления инструментов. Специальные подставки были придуманы для работы с бумагой и картоном, тканью. При таком заботливом отношении к организации рабочего пространства и такой любви учителя к своему предмету дети с большим увлечением занимались трудом.
Многое о Валентине Андреевне рассказывают фото, документы и подаренный ей на юбилей памятный альбом. Заслуженной любовью и уважением пользовалась она не только среди учеников и их родителей, но и в кругу друзей и родственников, была «заводилой и певуньей в компании, хлопотуньей дома, труженицей на работе».
Выставка историко-краеведческого музея «Учителя не умирают – они живут в учениках» открыта по 5 ноября, записаться на экскурсию можно по телефону: 22-83-44.
Основа развития
В День учителя в Магнитогорске отметили 90-летие высшего педагогического образования города
Эта система начала свою историю 1 октября 1932 года под именем Магнитогорский вечерний индустриально-педагогический институт, в котором первоначально было лишь шесть преподавателей. За многие десятилетия существования педагогический вуз воспитал тысячи педагогов для средней школы, учреждений профессионального образования, создал сильную научную школу, тем самым заложив прочную основу устойчивого развития города.
Празднование большого юбилея состоялось в актовом зале учебного здания достойного продолжателя работы педагогического вуза – Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета имени Носова.
С сердечными поздравлениями к юбилярам в этот вечер обратились глава Магнитогорска Сергей БЕРДНИКОВ, председатель городского Собрания Александр МОРОЗОВ, руководители и коллеги МГТУ имени Носова, представители ПАО «ММК» и других предприятий и организаций города, в которых, в том числе на руководящих постах, трудятся те, кто получил когда-то высшее педагогическое образование в Магнитогорске.
– Высшее педагогическое образование – один из факторов развития территории, – обратился к собравшимся Сергей Бердников. – Наше образование – от школы до университета – занимает лидирующие позиции на Южном Урале. Для меня в жизни две главные профессии – врач и учитель. Хочу сказать вам огромное спасибо, что выбрали этот тернистый и сложный путь!
В концертной программе праздника приняли участие творческие коллективы университета и творческие коллективы города, которыми сегодня руководят выпускники педагогического вуза Магнитки. На сцене выступал и выпускник МГТУ имени Носова, ныне солист оркестра ГУ МВД по Московской области и Фонда имени Валерия Золотухина Евгений СОРОКИН.
Похожие материалы
Фото автора и из фондов Магнитогорского историко-краеведческого музея