Говорят, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Только для каждого человека это «лучше» − свое. Доктор Кузьмина для себя лучшее выбрала еще в молодости, ее призвание – быть врачом.
Сейчас Лариса Федоровна – заведующая дневным отделением городской больницы №3. В прошлом году в ее жизни закончилась эра работы участковым врачом длиною в 45 лет. Доктор в июле отмечает, по ее словам, «большой юбилей». В этот возраст трудно поверить: легкая походка, стильные украшения и прическа отражают молодость души и прекрасный жизненный настрой, которые не оставляют ни единого шанса «почтенным годам». Невольно возникает мысль: вот бы у такого доктора полечиться!
СТРАННОЕ ЖЕЛАНИЕ
− Наверное, не ошибусь, если скажу, что сегодня быть участковым врачом – желание странное. Судя по количеству специалистов на участках в поликлиниках города, на эту работу особо не стремятся…
− Это правда. Стремятся в стационары, в «узкие» специалисты. Не знаю, почему, не берусь судить. Но для себя иной работы я не представляла. Если бы сейчас начать все заново, пошла бы только на участок. Здесь много плюсов: гибкий график, общение с людьми, тесный контакт с пациентами. И огромный опыт, развитие, настоящая жизнь!
− То есть вы уже на первом курсе вуза определили для себя специальность?
− Даже не думала об этом, − смеется Лариса Федоровна. − Когда я училась в Челябинском медицинском, на мой выбор влияли преподаватели. Анатомию у нас преподавала Ирма Зигфридовна, к сожалению, не помню ее фамилию. Зато прекрасно помню, как она нас учила. Это было шикарно! И после первого курса я хотела быть только патологоанатомом. После четвертого курса благодаря другому педагогу, Ксении Давыдовне, мечтала уже стать акушером-гинекологом. А когда приехала по распределению в маленький городок Сим, узнала, что у них достаточно акушеров-гинекологов, но не хватает терапевтов. И стала участковым терапевтом, о чем до сих пор ни на минуту не пожалела. С 1972-го и до прошлого года работала на участке.
− Надолго же вас захватила профессия…
− Свою работу считаю самой престижной и необходимой больным. Терапия – первое и важнейшее звено в медицине. Если театр начинается с вешалки, то знакомство с любой поликлиникой непременно начнется у двери в кабинет терапевта или во время посещения больного на дому. И от того, как врач сработает, встретившись с больным, зависят постановка диагноза, дальнейшее лечение. Участковый решает, нужно наблюдать пациента амбулаторно или направить на госпитализацию, нужна ли консультация «узких» специалистов. Терапевт должен распознавать все заболевания.
СЛУЧАЙ БЫВАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
− Вы закончили Челябинский медицинский институт почти с «красным дипломом». Наверное, при распределении выбор был, почему не вернулись в Магнитогорск?
− Да, одной отличной оценки не хватило до «красного диплома». Исправлять не стала. А выбирать действительно могла. Но так сложились обстоятельства, что поехала в Сим. И не пожалела. Возможность работать в маленьком городе врачом – это огромный опыт. Ты там на все руки мастер.
− И никогда не «примеряли на себя» другие специальности?
− Мне все время говорили: вы – лидер, вы должны быть руководителем. Но я другой профессии не видела. Нет честолюбивых стремлений. Я всегда сочувствовала нашим руководителям − сколько же им достается… Пользуясь случаем, хочу сказать о главном враче нашей больницы Михаиле ЩЕРБАКОВЕ. Это замечательный человек, руководитель и специалист. Мы вместе с ним начинали в Симе. И я знаю, какой великий опыт он там приобрел.
− У вас медицинская семья? Ведь ваш сын тоже стал врачом…
− Поначалу он хотел быть, как отец, спортсменом, футболистом, не проникся моей профессией, но я «надавила» на него. А сейчас сын, конечно, благодарен. Он – моя гордость! Сергей Кузьмин – врач анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением. Он действительно настолько хороший специалист, что иногда ко мне приходят люди и говорят, что хотели бы посмотреть на маму доктора, который им жизнь спас. Сын говорит: когда спасаешь больного от смерти, получаешь столько адреналина, будто гол забил! А вот дочка хотела быть врачом, но не сложилось. Она стала психологом.
− Когда вы вернулись в Магнитогорск?
− Когда мне исполнилось 56 лет. Я не представляла себе никакой другой работы, кроме как участковым врачом. Но в медсанчасти, которая расположена рядом с нашим домом, мне предложили трудиться в стационаре. Помог случай. Я встретила однокурсницу, которая пригласила меня во вторую поликлинику третьей горбольницы, и я начала снова работать участковым терапевтом. А в прошлом году меня попросили стать заведующей дневным стационаром. Работа здесь более спокойная, но я очень скучаю по участковой службе, как бы это странно ни звучало. На участке я развивалась, находилась в постоянном движении. Там ведь никогда не знаешь, с каким заболеванием столкнешься. Было интереснее.
НЕ НАВРЕДИ
− Каким должен быть идеальный участковый терапевт?
− Главное в работе врача − любить свою профессию. Когда ты ее любишь, то не относишься к ней формально, в какие бы рамки тебя ни загоняли. Клятва Гиппократа гласит: «Не навреди». В том числе нельзя вредить своим бездушием. Когда ты любишь свою работу, то вкладываешься полностью.
− А еще, наверное, когда пациенты помогают себя лечить…
− Между больным и врачом – болезнь. И если врач рекомендует, а больной слышит рекомендации, назначения, то с болезнью можно благоприятно сосуществовать или «дружить», и недуг перестанет развиваться. Я не устаю повторять: не дразните свою хроническую болезнь, живите с ней. Избегайте моментов обострения, принимайте лекарства в нужных дозах и вовремя, соблюдайте режим… Не навредите сами себе. Многое в процессе лечения зависит от больного.
− Как вы относитесь к тому, что сейчас многие лечатся по Интернету: прочитают про заболевание, поставят себе диагноз и считают, что врачи не нужны. А авторитет докторов падает.
− Нужно понимать, что в Интернете даны лишь общие рекомендации, а врач видит картину гораздо шире. За одним симптомом может скрываться много болезней. Был у меня такой пациент: начитался, поставил себе страшный диагноз, а я вижу, что нет у него этого заболевания. Еле переубедила, заставила пройти обследования. Падает ли от этого авторитет врача? Возможно. Есть, может быть, в этом и наша вина. Я имею в виду медицину в целом. Может, люди не удовлетворены результатами, поэтому и ищут ответы самостоятельно. Иногда встречаешь в Интернете призывы: «Врачи, прошу вас, учитесь лучше» или «Будьте осторожны. Врачи − с купленными дипломами». Такое читать страшно. Мы учились не на жизнь, а на смерть. Ведь люди будут нам доверять свое здоровье. По-другому ли сейчас учат? Не знаю.
− Насколько влияет ли на результат работы врача эмоциональное выгорание?
− Конечно, сегодня нагрузка на всех врачей очень велика. При мне один врач как-то говорил, что не нужна ему эта работа, настолько устал, «выгорел». А человек очень любил свое дело когда-то, это был замечательный врач. При этом он не перестал любить медицину или людей. Но он врач, а поэтому не хочет навредить, а значит, уходит.
ВОЗРАСТА НЕТ
− Простите за личный вопрос: вы чувствуете свой возраст?
− Я не ощущаю его. Много внимания уделяю физкультуре, движению, периодически занимаюсь йогой, голоданием. Понимаю, что, если наберешь лишний вес, пропадешь. Всегда рассказываю, рисую на листочке для наглядности, что ожирение само по себе уже порождает гипертоническую болезнь, сахарный диабет, ишемическую болезнь сердца. И всегда говорю об этом же больным, а они часто не понимают. Очередная пациентка машет рукой и говорит, что у нее всегда такой вес. То есть она даже не пытается бороться с этим. А для меня лишний вес – это бич. И благодаря тому, что я с ним борюсь, своего возраста не чувствую.
− Примером можете служить своим больным.
− Не знаю, может быть, не задумывалась об этом никогда…
Фото Илья МОСКОВЕЦ