По данным «Левада-Центра», 58 процентов россиян праздновали прошедший Первомай, а 72 процента – День Победы.
По результатам опроса в остальные праздничные дни наиболее популярным способом проведения досуга был отдых на диване. Более трети участников опроса на тему «Как вы проводите майские каникулы?» решили, что главная задача на праздники – отоспаться. Надо сказать, что за год тяготение россиян к дивану выросло: граждан, проводивших на нем время прошлой весной, было, если сравнить итоги нынешнего нашего исследования с аналогичным прошлогодним, на 3 процента меньше. Большинство активных граждан в этом году отправились за город. Четверть работали на грядках.
Отдыхавших на природе без лопаты в руках оказалось в два раза меньше. За границу на каникулы поехали немногие – всего 5 процентов, тогда как в прошлом году путешественников было в четыре раза больше. Туры по родной стране оказались в эти майские праздники еще менее популярными, чем поездки за рубеж. Как и год назад, 6 процентов опрошенных людей провели праздники на митингах. Гораздо большему количеству сограждан в праздники не удалось отдохнуть вовсе, потому что они все время работали.
Директора «Левада-Центра» Льва Гудкова не удивило, что большинство участников опроса не стремились вставать с дивана в праздники. «Наиболее популярный вид отдыха россиян – телесмотрение, – рассказал социолог. – Это самая дешевая психотерапия: что-то мелькает на экране, и человек отвлекается от своих забот, получает разрядку. К сожалению, структура социальных запросов россиян примитивна, их социальные связи свернуты до минимума. У человека часто есть только семья и друзья-сверстники, а тем, что находится за этим кругом, он не интересуется вовсе».
По словам эксперта, например, в европейских странах, где по-настоящему развито гражданское общество, люди в каникулы с удовольствием посвятили бы свободное время общественно-полезными делам: воскресным школам, благотворительности, собраниям местных общин.
Удивил Льва Гудкова высокий процент активистов среди опрошенных. «По нашим данным, на митинги ходят менее процента населения России, – отметил он. – Но люди, читающие прессу, более социально активны, и, возможно, действительно многие из опрошенных ходят на митинги».
По мнению нашего эксперта, уменьшение количества россиян, которые отправились в свободные весенние дни за рубеж, может быть вызвано несколькими причинами: «Возможно, у людей ограничены финансы на фоне роста цен, инфляции, продолжения кризиса. Возможно, играет роль нестабильность в самых дешевых туристических державах – в Египте, Турции, на Ближнем Востоке и в Африке».