Магнитогорское местное отделение партии «Единая Россия» провело в общественно-политическом центре «круглый стол» на тему «Мониторинг и выявление интернет-ресурсов с запрещенным контентом».
По свидетельству специалистов, смертельная виртуальная «забава» обозначилась на «разных широтах» киберпространства с конца 2015 года: закрытые группы провоцировали подростков на участие в игре, итогом которой должно стать самоубийство.
По информации в Интернете, сценарий одной из таких игр на протяжении пяти лет разрабатывал 21-летний житель Санкт-Петербурга Филипп Будейкин. После того, как игра привела к самоубийству более десятка детей по всей России, силовые органы в конце прошлого года задержали молодого человека. На допросе Будейкин рассказал о трудном детстве, о том, как родители его избивали и выгоняли из дома.
Однако участники упомянутого «круглого стола» считают, что среди разработчиков «закрытых проектов» числятся не только «жертвы трудного детства», и на самом деле ситуация куда сложнее и опаснее, чем может показаться на первый взгляд. В ходе дискуссии наблюдениями и выводами поделились руководитель исполкома Магнитогорского местного отделения партии «Единая Россия» Дмитрий Синютин, куратор «Молодой гвардии Единой России» Анна Фасхеева, специалист группы по взаимодействию со СМИ УМВД по Магнитогорску Мария Морщакина, представители молодежных объединений, сотрудники отдела по делам несовершеннолетних и управления образования администрации города, а также профессиональные психологи. Была озвучена информация о том, что факты гибели подростков, решившихся на суицид после общения в закрытых группах в Интернете, зарегистрированы во многих российских городах. Подробную информацию об этих группах несложно найти, но попасть на вредоносные веб-страницы взрослым пользователям Интернета затруднительно, поскольку администраторы групп проводят селекцию «желающих зайти» и легко «пеленгуют» непредпочтительную аудиторию. А подростки, которые попадают в установленный алгоритм, после мощной психологической обработки рискуют стать участниками смертельной игры. Психологи констатируют, что в среде организаторов «смертельных игр» действуют профессионально подготовленные люди, владеющие психологическими ресурсами. Некоторые «проектировщики» подобных интернет-сообществ арестованы, многие страницы закрыты, идет борьба с опасным контентом. Однако то и дело появляются новые группы. По оценке Анны Фасхеевой, это классический пример массированных атак на подростков. Закрытые группы созданы для того, чтобы подрывать наше общество «с пеленок», это очень тонкая психологическая работа с детьми через социальные сети.
Конечно же, на возникшую негативную тенденцию в нашем городе сквозь пальцы не смотрят. Организации и учреждения в силу своих возможностей стараются создать препятствия для появления «опасного виртуального синдрома» на местном уровне. К примеру, ведущий специалист управления образования городской администрации Наталья Савелова рассказала участникам «круглого стола» о проводимой профилактической работе. По словам специалиста, с этой целью создан центр помощи, где с детишками, попавшими в зависимость от интернет-сетей с запрещенным контентом, работают педагоги-психологи.
По мнению автора этих строк, вряд ли при этом стоит питать иллюзии на предмет «молниеносных побед». Практика показывает, что именно эта «упреждающая сфера деятельности» становится «акваторией со множеством подводных камней». До сей поры любое доброе начинание нередко губят кампанейщина, формализм, некомпетентность и примитивная бездумность. Достаточно вспомнить инициированный Госдумой профилактический проект по убережению подрастающего поколения от дурного влияния «чересчур взрослых» передач на ТВ. Потрачены на эту затею большие деньги. Каков же эффект? Подросток смотрит в телепрограмму, как в шпаргалку: увидев значок +18, с благодарностью принимает сигнал – вот это любопытно, интересно посмотреть на то, что нравится взрослым.
Такой же получилась и профилактическая кампания против курения – в магазинах убрали сигареты с витрин. Ну и что? Курильщики меньше смолить стали? Принцип «с глаз долой, из бронхов – вон» не сработал исключительно в силу своей полной несостоятельности. С тем же успехом проходят скучные лекции, усыпляющие семинары и пустопорожние конференции, призванные пропагандировать здоровый образ жизни. Нисколько не лучше выглядит и погоня за массовостью, которой подчас так гордятся организаторы – вот он, масштаб, вот он, охват! Непонятно, кто и когда внушил, что большое количество участников непременно приведет к желанным результатам. Складывается впечатление, что прежде чем браться за решение той или иной проблемы, необходимо сначала как раз в целях профилактики надежно застраховать проект от участия в нем бюрократов и формалистов.
Большая ответственность, понятное дело, ложится на СМИ, поскольку «не взвешенная активность» чревата симметричным результатом. «Звонкое разоблачение» преступных намерений «виртуальных апологетов суицида», изложение ужасных подробностей и развенчивание «закрытых групп» легко возбудит примитивное любопытство молодых любителей экстремальных развлечений. И эта интрига направит юных охотников за дозой адреналина туда, куда их заманивают опасные контенты: контрпропаганда, как ни досадно, трансформируется в рекламу, о распространении которой позже придется жалеть.
Поэтому обсужденная за «круглым столом» проблема требует аналитического подхода к ситуации. Необходимы конкурентоспособные социальные программы, превосходящие по эффективности сценарии тех, кто направляет молодежь в сети смертельно опасных виртуальных квестов. Как это сделать? К сожалению, пока кардинально решить проблему не удается. Ни общей концепцией, ни стратегической доктриной, ни внятной программой на сегодняшний день мы не располагаем. Может быть, именно поэтому в ходе проведенной дискуссии было решено объединить усилия всех заинтересованных организаций в деле помощи подросткам. Под кураторством местного отделения партии «Единая Россия» планируется создать рабочую группу и активно мониторить Интернет на предмет опасного контента. Будет организована телефонная «прямая линия» для детей и подростков. Каждое ведомство и общественники к следующей встрече выразили готовность высказать свои конкретные предложения.
Звонок надежды
Телефон доверия в Магнитогорске (3519) 30-30-55 работает по будням с 16.00 до 7.00.
Телефон доверия министерства здравоохранения Челябинской области (351) 269-77-77 работает по будням с 17.00 до 8.00.
Во время телефонного разговора консультанты стремятся облегчить человеческие страдания, одиночество, отчаяние и депрессию, выслушивая людей, которым не к кому больше обратиться со своими невзгодами за сочувствием и пониманием, и людей, решивших расстаться с жизнью.
Слово экспертам
Федеральное агентство новостей констатировало, что государство приступило к полномасштабной кампании по блокировке в соцсетях групп, посвящённых самоубийствам, участниками которых в основном являются подростки.
Роскомнадзор борется с деструктивными группами, закрывая их с той скоростью, на какую, вероятно, способен, то есть тысячами. Но взамен появляются «клоны», на которых быстро восстанавливается заблокированный контент. Объявление со ссылкой на «резерв» публикуется на странице администратора закрытой группы.
− цитирует «АиФ» слова уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Ирины Буториной.
В Магнитогорске на постоянной основе работает городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вот как комментирует ситуацию директор этого формирования Ирина Шнерх:
* Квест (англ. quest) – компьютерная игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Фото Валентин СИЧЕНКО