В Магнитогорске на протяжении десятилетий живут традиции Сабантуя. Большой фоторепортаж

Жители и гости города успели соскучиться по яркому и веселому празднику, который в предыдущие годы дважды отменяли из-за пандемийных ограничений. Поэтому на сей раз Сабантуй, много лет назад получивший «прописку» в парке у Вечного огня, получился особенным, полным незабываемых эмоций, соревновательного духа и тепла дружбы.

В этом большая заслуга организаторов и участников действа – администрации Магнитогорска, общественных организаций, национально-культурных автономий, Дома дружбы народов, местных и приезжих творческих коллективов и солистов, ООО «Центральная городская ярмарка».

Справка «МР»

САБАНТУЙ (hабантуй, һабан — плуг, туй — праздник), традиционный «праздник плуга» татарского и башкирского народов. Изначально проводился до начала, позднее — после завершения посевных работ.

В Магнитогорске на протяжении десятилетий живут традиции Сабантуя. Большой фоторепортаж

Люди верили, что мир духов может помочь в повседневных делах, поэтому духов старались задобрить дарами. Обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев. Они совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем обряды утратили первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника.

Для проведения Сабантуя на поляне около деревни оформляли праздничную площадь, которую застилали разноцветными паласами и ткаными скатертями, сооружали навесы и шатры, в центре устанавливали столб с укреплёнными наверху подарками. По традиции праздник и сегодня содержит в себе ряд обязательных действий, которые были призваны обеспечить благополучие, изобилие и хороший урожай.

Гимн труду

Магнитогорский Сабантуй открылся красивым танцевальным марафоном, представившим культурные традиции народов, живущих в нашем крае, и праздничным парадом. В ярких национальных костюмах прошли артисты творческих коллективов Дома дружбы народов Магнитогорска, Абзелиловского района Башкортостана, города Бугульма и Бугульминского района Татарстана, Государственного ансамбля «Урал-Тау» из Учалов – этот коллектив назвали настоящей колыбелью талантов, известных в Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге. Выступления исполнителей национальной музыки, песен и танцев из Магнитогорска, Казани, Бугульмы и Бугульминского района, Учалов, Абзелиловского района стали главным украшением праздника.

Традиционно собравшихся поздравили и поприветствовали высокие гости. Среди них были глава Магнитогорска Сергей БЕРДНИКОВ, председатель городского Собрания Александр МОРОЗОВ, депутат Государственной Думы Виталий БАХМЕТЬЕВ, представители общественных организаций и национально-культурных автономий татар и башкир. В Магнитогорск приехали, чтобы принять участие в Сабантуе, главный муфтий Уральского федерального округа, председатель Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей Ринат РАЕВ, министр по делам молодежи Республики Татарстан Тимур СУЛЕЙМАНОВ, глава администрации Бугульминского района Республики Татарстан, мэр Бугульмы Линар ЗАКИРОВ, первый заместитель главы администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан Руслан ХАЛИЛОВ.

По традиции перед Сабантуем проводят сбор подарков – платков, полотенец, которые привязывают на шест, оговаривая, кому предназначен тот или иной предмет. Не отступили от этой традиции и гости магнитогорского праздника, адресовавшие символические подарки лучшим борцам, участникам национальных игр, самой красивой девушке, самым юным участникам праздника, победителям состязаний по волейболу, самому мудрому аксакалу праздника.      

– Сабантуй – прекрасный и добрый трудовой праздник, а Магнитогорск – Город трудовой доблести. Поэтому все, что связано с трудом, вызывает у нас уважение, – обратился к собравшимся Сергей Бердников. – В нашем городе проживает более девяноста национальностей, которые более девяноста лет живут одной большой дружной семьей. И сегодня мы вновь получили возможность прикоснуться к прекрасной национальной культуре, в окружении традиций которой мы живем.            

Принимающая сторона и гости обменялись благодарственными письмами и памятными подарками – главе Магнитогорска вручили татарские халат и тюбетейку, а также башкирские «головной убор батыра» и музыкальный инструмент курай – национальные символы народов, в лоне традиций которых родился Сабантуй, давно ставший праздником всенародным.   

Многие говорили в этот день об объединяющей роли праздничных традиций с большой историей, несущих в себе культурный код многонациональной России, собирающих воедино представителей разных народов, территорий и поколений. Сабантуй отличается неповторимым колоритом, широким размахом, ярким разнообразием состязаний. Сегодня это гимн труду, вдохновляющий на трудовые достижения. В этот день в Татарстане, например, чествуют хлеборобов, работников сельского хозяйства и промышленного комплекса. Сабантуй любим во многих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья, для проживающих там татар и башкир он – живая связующая нить с родной культурой, языком, славными деяниями предков. А в Магнитогорске, где исторически сложилась большая общность башкир и татар, внесших огромный вклад в становление и развитие города, к празднику относятся особенно трепетно.  

«Улица Дружбы»

В ходе увлекательной экскурсии по территории магнитогорского Сабантуя гости знакомились с народными ремеслами, болели за участников традиционных состязаний, а в некоторых из них и сами поучаствовали, продемонстрировав отличную выправку наездников, меткость в стрельбе из лука. В это время детвора и взрослые с удовольствием весело бились мешками, разбивали горшки с завязанными глазами, поднимались по наклонному и вертикальному столбам, чтобы получить награду. Свое искусство показывали мастера национальной борьбы на поясах куреш, которая стала основой многих единоборств, рядом проходили состязания по армрестлингу и волейбольные баталии – за победу сразились команды представителей Магнитогорска, Агаповского района, Башкортостана, Таджикистана. В завершение праздника, как и положено по старым обычаям, лучшему борцу куреш вручили барашка.

В парке развернулись обширная ярмарка и выставка юрт, которые знакомили с традиционным народным бытом. Там гостей угощали традиционными национальными блюдами. Одним из центров притяжения было подворье Бугульминского района, где гостей радушно встречали пирогами, кумысом, чак-чаком и другими национальными кушаньями татар, русских, мордвы и чувашей – эти национальности преобладают в населенных пунктах района.

На подворье организовали импровизированную «улицу Дружбы», где расположились русская, мордовская, чувашская и татарская избы с их самыми узнаваемыми бытовыми атрибутами, утварью, орудиями труда. Оформлением изб занимались настоящие энтузиасты своего дела из учреждений Централизованной районной клубной системы Бугульминского района из села Зеленая роща, мордовского поселения Акбаш, старинного села Наратлы с компактным проживанием чувашей, татарских сел Кудашева и Татарской Дымской.

Делегат Бугульминского района Ольга МИРОНОВА представляла искусство изготовления русских кукол-оберегов, которые делали без иголок и ножниц – ткань просто рвали и завязывали. Известно, что в селе Зеленая роща сегодня возрождают народное ремесло изготовления традиционных русских игрушек: крупеничек, кубышек-травниц, кукол-самокруток, чердачных игрушек. 

На подворье Бугульминского района можно было увидеть и выступление Народного фольклорного ансамбля «Наза» из татарстанского поселка Карабаш, исполнявшего, в том числе, местный фольклор Бугульминского района. Слушателей заинтересовали музыкальные инструменты ансамбля – трещотка, колотушка для стирки, а также советско-российский «новодел», собранный из запчастей для сепараторов.         

– Сабантуй и приезд гостей из Татарстана для магнитогорцев – большое событие, наш праздник вызвал интерес и собрал очень много людей, – говорит Илина КАНБЕКОВА, солистка ансамбля «Йолдыз» отдела татарской культуры Дома дружбы народов Магнитогорска и известная далеко за пределами города вокалистка. – Мы этому очень рады. Обширную культурную программу для Сабантуя подготовили как магнитогорцы, так и гости праздника. Здесь прекрасно представлена красота традиций нашего народа, и мы хотим, чтобы каждый мог к ней прикоснуться и прочувствовать ее.   

Встреча магнитогорцев с бугульминцами, как надеется глава Магнитогорска Сергей Бердников, даст толчок для дальнейшей дружбы наших городов и народов.  

Тайны Сабантуя

В качестве «сценария» для основных действий Сабантуя исследователи рассматривают фольклор и мифологию башкир и татар.

Например, в конных скачках по кругу можно увидеть имитацию движения солнца по небосводу, «объезда» солнцем-богом земли. В башкирской мифологии конь издревле принадлежал божеству солнца – в эпосе «Урал батыр» у него лучший из коней. По древним поверьям башкир все силы зла боятся коня и связанных с ним предметов. Объезжая или опахивая территорию на коне, далекие предки заботились о безопасности своей земли.

Конь в сказках татар — царь среди домашних животных, он побеждает даже тигра. Конь — мудрый и верный друг всадника, часто он обладает волшебной силой. До наших дней дошла легенда о крылатом коне Тулпаре, который стал у татар символом Сабантуя.

Особые почести на старинном Сабантуе оказывали коню, который на скачках прибежал последним. К его гриве привязывали вышитые полотенца, платки, женщины шептали ему заветные желания – обычай связывают с желанием отогнать беду, сохранить надежду на то, что домой вернутся все, кого там ждут. Такого коня называли «конем надежды». Известно, что в послевоенные годы «коней надежды» одаривали женщины, чьи мужья и сыновья не вернулись с фронта.

Национальную борьбу куреш с точки зрения мифологии интерпретируют как борьбу сил Добра и Зла, что происходила в начале мира, борьбу нового и старого, жизни и смерти. Свое объяснение в башкирской и тюркской мифологии находит и восхождение на вершину вертикального столба, бывшее когда-то религиозным ритуалом. В мифологической модели мира многих народов одним из ключевых элементов является «мировое дерево», аналогом которого и служит столб Сабантуя. Участники праздника, штурмуя его вершину, символически повторяют действия Урал-батыра, восходящего во времена первотворения на верхний слой неба.

Доисламское мировоззрение башкир объясняет и веселое представление битья горшков с завязанными глазами. Его смысл – в избавлении от старого и освобождении места для нового. Сабантуй символизирует рождение нового, вечное возрождение природы, а по мифологическим представлениям мир возник из хаоса подобно зародышу в яйце. Разбивание горшка символизирует разбивание «мирового яйца» и появление из него нового.

Наклонный шест Сабантуя – отголосок древнего поверья башкир о мосте, перекинутом из одного мира в другой. Батыры на границе миров встречались у моста с враждебными силами и побеждали их. В башкирском фольклоре через этот мост могли пройти только батыры-праведники.

Стрельба из лука была когда-то не просто тренировкой будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.

Большая часть состязаний Сабантуя направлена и на выявление качеств хороших воинов у молодых мужчин. Например, в битве мешками на бревне побеждают самые ловкие наездники, которые могут удержаться в седле в любой момент. Тем же целям служат скачки, покорение столба, борьба куреш и другие состязания.

Exit mobile version