Металлургическая опера. Полвека назад «МР» рассказывал о замечательных людях Магнитки

Их энтузиазм и любовь к своему делу побеждали все трудности.

БОЛЬНИЧНЫЙ ПЕДАГОГ

Заметка студентки педагогического института Л. Серенко в «МР» от 10 февраля 1967 года посвящена педагогу третьей детской больницы Лидии Ярошенко. Лидия Николаевна занималась организацией досуга детей, которым порой месяцами приходилось лежать в стационаре. Она вела их в свою «волшебную» комнату с игрушками и книжками. А тем ребятам, которым строгий постельный режим не позволял вставать с кровати, Лидия Ярошенко приносила игрушки в палаты. С пятилетним Игорем Курылевым из 4-й палаты даже занятия проводила – трудно было мальчишке лежать на месте…

К каждому своему воспитаннику Лидия Николаевна умела найти подход – разузнавала, как малыша зовут дома, во что он любит играть. Многих новичков приходилось на первых порах утешать – дети плакали в разлуке с родными и домом.

«Каждый день Лидия Николаевна предлагает детям что-нибудь новое. На столах – работы ребят из пластилина, рисунки, вышивки. Кроме игрушек и библиотеки в 700 книг к услугам детей пластинки, диафильмы и даже телевизор»,

− писала Л. Серенко. 

ЧЕМОДАН СТАЛИ И ВОСПИТАНИЕ МОЛЕКУЛ

Публикация Н. Спириной, инженера центральной заводской лаборатории металлургического комбината, в «МР» от 11 февраля была посвящена сменному инженеру ЦЗЛ Валентине Кузнецовой – «первому лаборанту Магнитки». Рабочий стаж Валентины Васильевны был равен возрасту комбината – она приехала в Магнитогорск по направлению в 1932 году, после окончания металлургического техникума в Златоусте.

Тогда заводскую лабораторию только начинали создавать. Вся она уместилась в маленьком бараке, и единственным прибором для контроля качества металла был разрывной пресс.

«С его помощью можно было определить только прочность металла на разрыв и твердость. Чтобы определить, например, ударную вязкость металла, приходилось ездить с чемоданом образцов в Челябинск»,

− сообщала Н. Спирина.

Последние тридцать лет Валентина Кузнецова работала в металлографической лаборатории ЦЗЛ. При помощи микроскопа ей приходилось «определять невидимые глазу пороки стали». В каждой контрольной партии нужно было оценить «полостность, балл зерна, количество цементита, неметаллические включения».

В лаборатории в детстве бывал сын Валентины Кузнецовой.

«Мам, а молекулу можно увидеть?»,

− спрашивал он, пытаясь заглянуть в окуляр микроскопа. Тогда в шутку сотрудницы прозвали мальчика «молекулой», и никто не думал, что через двадцать лет сын Валентины Васильевны станет физиком и его увлечет электронная микроскопия стали. Сейчас он готовит кандидатскую диссертацию», − писала автор. Валентина Кузнецова была прекрасным специалистом и ответственным работником, ее страстным увлечением стал туризм.

«ВОЙНА И МИР» ЕВЫ ЛОЗОВСКОЙ

Ровно полвека назад на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Двенадцатого февраля «Магнитогорский рабочий» публиковал рецензию на легендарную картину не менее легендарного преподавателя педагогического института, кандидата филологических наук, в ту пору декана факультета русского языка и литературы Евы Лозовской. Ева Лазаревна была исследователем творчества Льва Толстого, ему посвящено несколько ее научных работ и кандидатская диссертация.

Ева Лозовская славилась среди студентов строгостью и принципиальностью. Не пощадила декан и актеров, снявшихся в «Войне и мире». Досталось от Евы Лазаревны Людмиле Савельевой, в целом талантливо исполнившей роль Наташи Ростовой. Однако в ряде кадров критик усмотрела «искусственность» и «навязчивость» в ее актерской игре. В сцене с участием Андрея Болконского и Пьера Безухова и Вячеславу Тихонову, на взгляд Евы Лозовской, «не удалось передать всю меру страдания, которое испытывает в этот момент князь Андрей». Были отмечены неудачные моменты и у самого классика советского кинематографа Сергея Бондарчука, исполнившего роль Пьера, – немного не хватило «эмоциональной наполненности» в сцене признания в любви Наташе Ростовой. Порицания заслужили и другие сцены второй серии фильма, однако в целом она оставила у Евы Лозовской «чувство благодарности и радости, которое рождается при встрече с настоящим, большим искусством».

ПЕРВЫЙ ФАУСТ МАГНИТОГОРСКА

Проректор педагогического института Арсений Державин в «МР» от 8 февраля вспоминал, как в послевоенном 1946 году магнитогорская оперная студия, работавшая в левобережном Дворце культуры металлургов, ставила оперу Гуно «Фауст».

Оперная студия была создана в Магнитогорске в годы войны, руководил ею Израиль Марьяскин. Первый послевоенный год студийцам хотелось отметить каким-то особенным событием.

«Люди стряхнули бремя военных лет, заговорили об отдыхе, театре, музыке. Тогда-то мы и решили взяться за «Фауста». Это был, конечно, смелый шаг: «Фауст» считается одной из трудных опер классического репертуара»,

− писал Арсений Николаевич.

В спектакле были заняты 150 человек, готовили его полгода, репетиции проходили с большим подъемом, ведь по тем временам это был роскошный подарок самодеятельных артистов магнитогорцам. Партию Маргариты готовили три солистки: К. М. Верникова, П. И. Урюпина, И. М. Заморуева. Роль Фауста досталась обладателю прекрасного голоса Арсению Державину. Мефистофеля пел Б. Б. Разенцвейк. В роли Валентина выступил главный прокатчик комбината В. П. Кожевников, режиссером стал Георгий Суприн.

Город был в курсе замысла студийцев, и они ощущали большую поддержку горкома партии, организаторов от культуры. С костюмами и реквизитом помог председатель правления Дома культуры Михаил Поляков, декорации изготовил художник театра Р. И. Хибатуллин.

Рецензии на магнитогорский «Фауст» были опубликованы в «Советском искусстве», «Комсомольской правде», «Москау ньюс», в областной и городской газетах. На одном из спектаклей побывал режиссер Ленинградского государственного оперного театра имени Кирова, искренне поддержавший магнитогорских артистов в их начинании.

ГЕРОИ ПРОИЗВОДСТВА

Одна из публикаций «МР» от 8 февраля за подписью заместителя директора метизно-металлургического завода А. Кольцова посвящена истории этого предприятия и его людям. В 1946 году четыре основных цеха завода выдали всего 36,4 тысячи тонн метизов, поскольку производственные мощности тогда размещались в боксах автогаражей.

«Головка гвоздей штамповалась усилием пружины из березовой доски. Проволочный цех был оснащен станами грубого волочения немецкой фирмы «Гробцуг» дореволюционного образца, приводимых в работу одним мотором. На весь завод тогда приходилось два крана»,

− писал Кольцов.

С тех пор завод неузнаваемо изменился, в том числе и благодаря самоотверженному труду людей. Весь выпуск металлопродукции 1946 года в 1967 году, когда отмечали 25-летие ввода завода в строй, обеспечивался за две недели с небольшим, выработка на одного рабочего возросла за четверть века почти в четыре раза.

В заводской книге Почета числились лучшие рабочие завода за прошедшие 19 лет. Среди них – волочильщик проволоки Василий Скрипник, кавалер ордена Ленина Алексей Трегуб, слесарь Владимир Калиниченко, волочильщик Василий Катрич, слесарь Михаил Калинин, старший травильщик Ефим Ганапольский, прессовщик Татьяна Красоткина.

Exit mobile version