Выбор профессии – один из самых важных этапов в жизни любого человека. Неудивительно, что подросток, пытаясь понять себя, испытывает стресс и дискомфорт. “МР-инфо” подготовил 11 вопросов, которые помогут подростку определиться с будущей специальностью.
По статистике 4 из 10 студентов отчисляются и переходят на другие специальности – только после обучения они понимают, что выбрали не ту сферу. Похожая тенденция сохраняется и среди выпускников. Так, по данным Фонда общественного мнения (ФОМ), 55% россиян работают не по полученной во время учебы специальности. 37% трудятся в той сфере, знания о которой получили в вузе или других учебных заведениях. 7% работающих россиян не имеют высшего и даже среднего специального образования.
Зачастую, выбирая будущую профессию, подросток не всегда оценивает ситуацию объективно. На выбор могут повлиять решения его друзей, с которыми он хочет продолжать общение и, следуя за их решениями, поступает в тот же вуз, что и они. Или же руководствуется списком специальностей, которые будут востребованы через несколько лет. Это отчасти верно, но не стоит подстраиваться под тенденции, – все-таки выбор лучше делать, исходя из личных предпочтений.
Некоторые школы проводят тесты на профориентацию, результаты которого показывают, к какой сфере тяготеет тот или иной ученик. Однако будущий студент может сам выявить свои сильные стороны и определиться с будущей профессией.
Как отмечает психолог ОМП Магнитогорск ГБУЗ “ЧОЦОЗ МП” Алина Карасева, вопросы, на которые отвечает подросток во время подобного тестирования, могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение – умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.
Чтобы разобраться в себе, следует ответить на следующие вопросы:
- Какие критерии при выборе работы для меня важны? Кому-то важен карьерный рост и финансы, командировки и статус, а кому-то возможность чаще быть с семьей. Это та основа, которая поможет при выборе профессии.
- Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете? Кому-то комфортно работать одному, а кому-то с коллегами. Обычно эта разница заметна уже в школе. Также сюда относятся: умственный и физический труд; мало или много общения во время работы; роль организатора или исполнителя. Когда вы разберетесь, большой спектр специальностей отпадет.
- Чего я хочу и что я могу? Не стоит ориентироваться только на желания. Нужно учитывать и возможности: вряд ли можно стать пианистом, не умея играть на пианино.
- В каком формате я хочу работать? Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьей на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом – можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор может.
- В каких схемах и областях мне интересно работать?
- Чем занимаются представители интересующей меня профессии? Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Однако стоит помнить, что кино – это не жизнь, там мы видим все самое интересное, а рутина остается за кадром. Важно, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше.
- Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию? Только интернет, только слова одного человека, только фильм – не вариант. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Такие мероприятия лучше посетить.
- А в моем городе актуальная выбранная специальность?
- Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?
- Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные (пункты 1-5). Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.
- А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10? Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?