22 января исполнилось 100 лет со дня рождения поэта и прозаика Марка Гроссмана.
В домашней библиотеке, доставшейся мне по наследству от отца, на видном месте стоит увесистый том избранных повестей и рассказов Марка Гроссмана – книга «Веселое горе – любовь», выпущенная Южно-Уральским книжным издательством в 1966 году. «Виктору – по старой дружбе», − надписал известный писатель-фронтовик книгу, предназначавшуюся одному из старейших членов Магнитогорского литобъединения. Живость языка, жизненный опыт автора сказываются в каждом рассказе, от них невозможно оторваться. «А я ни на кого не обращаю внимания и сосу трубку, не замечая, что она пуста, и радуюсь жизни, которая не стоит на месте», – с долей юмора завершает автор свой рассказ «Домой – из плена». Кстати, книга «Веселое горе – любовь» вышла в канун 50-летия писателя и 35-летия его творческой деятельности. Получается, что уже в 15 лет Марк Гроссман твердо выбрал для себя стезю литературного творчества.
Первыми литературными наставниками Марка стали Павел Ратушный, Василий Макаров и Александр Лозневой. В 1933 году печатное издание «За Магнитострой литературы» впервые опубликовало стихи юного автора. В этом же году по командировке литбригады он поступил на литературный факультет Магнитогорского пединститута. А в 1938 году в Челябинске вышла его первая книга. Поэт Василий Макаров в «Магнитогорском рабочем» 24 апреля 1933 года пишет: «Втянут в литературно-политическую учебу новый призыв начинающих писателей (М. Гроссман, В. Дробышевский, Я. Вохминцев)». Марк Гроссман стал завсегдатаем знаменитого литературного барака. «Обычно собирались в самой теплой, если зимой, комнатенке, в летние вечера и ночи предпочитали самую просторную, по тем нашим понятиям. В угловой каморке был титан – кормилец наш в трудные времена. Да и во время нескончаемых споров-разговоров любили побаловаться кипяточком», − рассказывал Михаил Люгарин в «Магнитогорском рабочем» о тех незабываемых встречах.
. Из среды работников «Магнитогорского рабочего» вышел еще один прозаик и поэт, участник Великой Отечественной войны Александр Лозневой. Незадолго до Победы, взяв отпуск, Александр Никитич навестил родной город, в «Магнитогорском рабочем» в это время были опубликованы его стихи «Из фронтовой тетради». А на следующий день в пединституте состоялась встреча студентов и преподавателей с поэтами-фронтовиками – капитаном Александром Лозневым и майором Марком Гроссманом, бывшими сотрудниками «Магнитогорского рабочего».
С 1954 по 1957 и с 1962 по 1964 годы Марк Соломонович выполнял функции секретаря писательской организации Челябинской области. Именно Гроссман добился возвращения в Магнитогорск поэта Бориса Ручьева, боролся за него, читал его стихи Эммануилу Казакевичу, жившему в Магнитке в течение нескольких месяцев в конце 1950-х годов. Это особенно дорого, потому что возвращение Бориса Ручьева сегодня видится как связующая нить, протянувшаяся к началу истории Магнитостроя и города. Об этом говорили сотрудники библиотеки имени Люгарина на первом заседании клуба творческой интеллигенции «9/1».
Марк Гроссман очень любил природу, был страстным голубятником. Своим званием почетного члена Всесоюзного общества голубеводов он гордился не меньше, чем боевыми наградами − медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Книгу «Птица-радость», переведенную затем на немецкий и китайский языки, в свое время одобрил писатель Виталий Бианки, предсказав Марку Соломоновичу успех как автору единой темы. А рассказ «Сердце турмана» можно считать одним из самых сильных произведений в отечественной литературе, созданных про птицу мира.
Большой человек и писатель, оказавший значительное влияние на развитие магнитогорского литературного процесса, – таким нам видится Марк Гроссман. С рядом его произведений магнитогорцы могут познакомиться на выставке «Литературное досье», организованной в библиотеке имени Люгарина.
Фото Библиотека имени Люгарина