Улицы, названные в честь Магнитки, стали появляться во многих городах Советского Союза. А славу нашему городу приносили люди – своим трудом и подвигами.
«Баррикады» из магнитогорской стали
Об одной из улиц Ленинграда образца 1965 года в газете рассказал слушатель высшей партийной школы В. Никифоров. Улица берет начало на Красногвардейской площади, «неширокая, но, пожалуй, одна из самых длинных. Довольно пустынна, потому что расположена далеко от центра города. Вдоль ее асфальтового полотна мало жилых домов, а значит, почти нет магазинов. На ней не увидишь неоновых огней. Но зато здесь сразу бросятся в глаза свои приметы. Вот большой фанерный щит: требуются токари, агрегатчики, сверловщики, формовщики, обрубщики. Обращаться: Магнитогорская, 11, отдел кадров. Рядом другой щит: в новый цех срочно требуются слесари, дипломированные кочегары, сушильщики. Обращаться: Магнитогорская, 17. Словом, Магнитогорская улица в Ленинграде – рабочая. Таким количеством предприятий и различных организаций может похвастаться далеко не всякая улица», – писал автор.
По одну сторону магистрали – монтажное управление «Союзлифта», бензозаправочная станция, проходные и корпуса производства №2 завода имени Лепсе фирмы «Ленарматура», Охтинский деревообделочный комбинат, чугунолитейный и механический завод «Лентрублит», завод «Баррикада» и рабочий поселок при нем. Этот завод был связан с нашим городом не только названием улицы – туда из Магнитогорска поставляли проволоку и профилированную сталь, которая шла на арматурные каркасы железобетонных изделий.
По другую сторону улицы располагалась Ленинградская торговая база строительных материалов, службы треста «Ленотделстрой-1», железнодорожная станция «Охта – товарная», завод гидромеханического оборудования, «Ленгазосвет».
Место, где пролегла Магнитогорская, славится богатой историей. Здесь во времена господства шведов была их крепость Ландскрона, ее сравняла с землей дружина сына Александра Невского Андрея. Потом была новая шведская крепость – Ниеншанц, которую разрушили во времена Петра Первого. По его указу на месте крепости были поставлены избы корабельных плотников – так возникли Охтинские слободы.
Почётный гражданин…
«МР» от 12 ноября опубликовал решение исполкома Магнитогорского горсовета «О зачислении почетным гражданином города Магнитогорска члена КПСС с 1905 года тов. Бородавкина Александра Александровича». Это был почетный гражданин города №2 – первым был космонавт Павел Попович.
«МР» под заголовком «Ветеран трех революций» рассказал о богатой биографии почетного магнитогорца. Еще в 1897 году его, семнадцатилетнего парня, уволили с одного из заводов Вятской губернии за то, что подбивал рабочих к забастовке. В 1905-м Бородавкин создавал в Забайкалье стачечные комитеты и вооруженные рабочие дружины. На съезде профсоюзов Забайкалья Александр познакомился с соратниками Ленина Иваном Бабушкиным и Виктором Курнатовским. А в 1906 году молодого революционера посадили в Иркутскую каторжную тюрьму, потом заточили в казематы Александровского централа.
Вырвавшись из застенков, Бородавкин перешел на нелегальное положение и принял участие в вооруженном восстании рабочих, солдат и матросов Владивостока. В его квартире действовала подпольная типография, где печатали революционные листовки и прокламации. Когда в феврале 1917 года на Дальнем Востоке стало известно о свержении царя, Александр Бородавкин по поручению партии приступил к организации красногвардейских отрядов. Амурские железнодорожники избрали его председателем Совдепа и отправили в Петроград на первое Всероссийское совещание Советов. Там Бородавкин видел Ленина, излагавшего знаменитые «Апрельские тезисы». В 1918 году Александр Александрович и его 18-летний сын Леонид ушли в партизанский отряд «Защита октябрьских завоеваний».
«Сегодня у старого большевика юбилей: Александру Александровичу исполняется 85 лет, – сообщал «МР». – Шестьдесят лет пребывания в партии, 75 – трудовой деятельности, из них 35 в Магнитогорске».
…и почётный пионер
К пионерам 5д класса магнитогорской школы №59 после долгой переписки приехал в гости гвардии генерал-майор в отставке Григорий Коблов, сообщил «МР» 13 ноября. Когда-то в юности он был приказчиком в мануфактурном магазине купца-толстосума. «Активный участник Октябрьской революции, он в годы становления Советской власти охранял квартиру и рабочий кабинет Владимира Ильича Ленина, в почетном карауле провожал великого вождя партии и трудового народа в последний путь, был первым часовым на посту №1 у его Мавзолея», – писала газета. В годы Великой Отечественной войны Коблов командовал дивизией.
19 ноября «МР» подробно рассказал о пребывании генерала-майора в Магнитке. Дружба с ним у ребят началась два года назад, когда они прочитали рассказ о Коблове в «Неделе». Интерес подогрел председатель родительского комитета школы №59 Николай Борисов, поведавший о том, как разведчики его части помогли дивизии Григория Коблова блестяще выполнить сложную военную операцию. И вот в 1960-е советского командира зачислили почетным пионером магнитогорской школы.
Григорий Петрович рассказал ребятам о своем детстве и юности, о том, как много ему приходилось учиться, но самыми волнующими стали воспоминания о личных встречах с Лениным. Первая состоялась, когда Коблов стоял часовым на посту у кремлевской квартиры Ильича. Дверь отворилась, и, доставая пропуск, Ленин приветливо поздоровался с «товарищем часовым». Он поинтересовался, откуда Григорий Петрович прибыл в школу командиров ВЦИК, курсантом которой он был в ту пору. Узнав, что Коблов из Саратовской губернии, спросил, что пишут родные, – ведь в Поволжье тогда свирепствовал голод. Курсант как раз на днях получил письмо, в котором мать писала, что они разобрали соломенную крышу и питаются отваром из соломы… Ленин сказал, что правительство принимает срочные меры, чтобы вывести голодающий район из тяжелейшего положения.
А в гостях у пионеров 6а класса школы №11 побывал Николай Матюшин, первый летчик-инструктор космонавта Павла Поповича – об этом в «МР» от 16 ноября сообщала учительница М. Турьян.
Из докторов – в лётчики
Четырнадцатого ноября «Магнитогорский рабочий» рассказал о присвоении Магнитогорскому медицинскому училищу имени Героя Советского Союза Петра Надеждина, учившегося в его стенах. В связи с этим автор публикации А. Корнилов встретился с отцом героя Филиппом Кузьмичом, которому шел уже восьмой десяток, побывал в доме Надеждиных на улице Коммунаров, 23 – его они возводили всей семьей, и Петр Надеждин, в ту пору студент медучилища, активно участвовал в строительстве.
Филиппа Кузьмича нередко приглашали в школы, где он рассказывал о своем сыне. Свои штрихи в портрет Петра вносила и его сестра Екатерина Перебейнос. По их словам, Петр Надеждин, скромный улыбчивый юноша с открытой душой, был любимцем в своей большой семье.
Петра увлекла медицина, он старательно учился в фельдшерско-акушерской школе. Наверное, из него вышел бы хороший доктор, но юношей овладела другая страсть – он начал посещать магнитогорский аэроклуб. Девушки с курса, узнав об этом, не поверили в отвагу и готовность мягкого покладистого юноши стать «воздушным соколом». Дважды Петр пропустил из-за аэроклуба занятия в ФАШ, и ему был объявлен строгий выговор с предупреждением.
Автору довелось держать в руках фронтовые письма Петра Надеждина и заметки из фронтовых газет о его подвигах. Из них известно, что во время одного из боевых вылетов магнитогорец расстрелял с бреющего полета роту фашистов и уничтожил несколько танков.
Последний бой Петра Надеждина состоялся 27 апреля 1944 года в небе над Севастополем. «От попадания вражеского снаряда самолет вспыхнул, – писал А. Корнилов. – Петр Надеждин оглядел землю. Можно было спасти себе жизнь, выбросившись с парашютом. Зоркий взгляд уловил скопление танков. Решение пришло мгновенно. Он направил пылающий штурмовик на цель, свершив бессмертный подвиг…»
Фото Илья МОСКОВЕЦ